Сибирские огни, 1967, № 8
Н а Б а р к е ш у м н о и св е т л о ... К а к и м д ы х а н ь е м з и м н е й в ь ю г и В а с п о Р о с с и и р а з м е л о ! 1 Жизнь, действительно, разбросала в раз ные стороны многих представителей этого пестрого и шумного литературного Олимпа. Левое, революционно настроенное крыло его в лице поэтов Н. Хребтовского и А. Вечер него влилось в только что организованное -«ИЛХО» — Литературное объединение про летарских поэтов. Игорь Славнин уехал в Москву. Значительная же часть ведущих литераторов «Барки», главным образом из среды старой интеллигенции, вообще отошла от литературы. И только изредка, как дань памяти прошлого, появлялись их произведе ния в. печати и то зачастую не под собствен ными именами. Так, в 1934 году в двух но мерах журнала «Будущая Сибирь» Андрей Шостакович опубликовал под псевдонимом А. Коллан небольшой цикл стихов, посвя щенных древней Московии и шутцбундов- цЯм — участникам революции 1918 года в Германии. Всецело ушел в этнографию и краеведе ние Е. Титов, учеными-востоковедами стали А. Мейсельман и Шастина, юриспруденции посвятил себя А. Шостакович. И все же деятельность «Барки поэтов» не прошла бесследно. Между начинающими пролетарскими писателями и «маститыми» поэтами «Барки» существовали постоянные творческие контакты. Будущие илховцы бы ли завсегдатаями на вечерах «Барки поэ тов», многие из них на этих вечерах впервые и познакомились друг с другом. Но, отдавая должное своим учителям и наставникам, члены нового литературного объединения сразу же отмежевались от них на принци пиальной, идейно-политической основе. В од ном из первых программных выступлений ИЛХО по этому поводу было сказано: «Не давно сорганизовавшийся кружок пролетар ских поэтов при журнале «Красные зори», в дальнейшем принявший наименование Ир кутского литературно-художественного объ единения (ИЛХО), ни в коей преемственной связи не состоит со своим предшественни ком... Наше ИЛХО возникло, можно ска зать, как прямое отрицание своего предше ственника»* 2. В отличие от «Барки поэтов», объединявшей авторов по чисто формально му признаку и представлявшей из себя «са мый пестрый конгломерат», содружество «поэтов самых разнообразных направле ний»,— новое ИЛХО сразу же выступило с четкой политической платформой, да и по своему составу оно было довольно однород ным. Основным ядром его стал, как говори лось в той же статье «Красных зорь», «кру жок пролетарских поэтов». Во главе ИЛХО стояли такие опытные журналисты, как А. Голянковский и редактор газеты «Власть труда» Г. Ржанов. ’ Ц и т и р у ю п о р у к о п и с и , л ю б е з н о п р е д о с т а в л е н н о й а в т о р у п р о ф . С. В. Ш о с т а к о в и ч е м . 2 « К р а с н ы е з о р и » 1923, № 4, с т р , 120. Организационно новое объединение офор милось в самом начале 1923 года. В него влились две группы: группа журналистов и сотрудников газеты «Власть труда» (Г. Ржанов, Н. Хребтовский, А. Оборин, A. Вечерний и др.) и члены «кружка моло дых поэтов» Иркутского университета (И. Уткин, В. Друзин, М. Скуратов, Д. Ал- таузен, И. Молчанов-Сиби.рский). Позд нее именно этой второй группе суждено было вписать интересную страницу в исто рию советской литературы. Ко времени вступления в ИЛХО молодые поэты универ ситета, все без исключения комсомольцы, обладали уже кое-каким литературным опытом. Их университетский кружок имел даже выработанный устав и программу. Но особенно активную деятельность илховцы развернули в начале 1923 года. Они стали выпускать журнал «Красные зори», изда вать свои сборники, устраивать публичные вечера и диспуты о поэзии. Их имена начи нают все чаще мелькать на страницах «Власти труда», по которой можно доволь но подробно проследить историю становле ния Иркутского литературно-художествен ного рбщества. 25 ‘марта в клубе Губком-а состоялось, наконец, первое публичное выступление илховцев — большой литературный вечер. Открыл его Г. Ржанов, рассказавший в своем вступительном слове о рождении первого объединения пролетарских поэтов, подчеркнувший принципиальное отличие его от поэтов «Барки». С большим докладом «Ростки поэзии грядущего» выступил на вечере Валерий Друзин. «Доклад тов. Друзина,— сообщала в своем отчете газета «Власть труда»,— про думанный и стройный, дал достаточно пол ную картину прошлого и настоящего поэзии. Тов. Друзин воспользовался новым подхо дом к литературе — синтетическим мето дом»3. Докладчик с полемической остротой и молодым задором, легко и весело расправ лялся со старыми поэтическими школами. Досталось от него и символистам и футури стам, не исключая и самого В- Маяковского. Октябрь, по его словам, ознаменовался в ис кусстве новым периодом бури и натиска, появлением поэтов «Кузницы», этих «труба дуров революции, смело выковывающих новые формы и новое содержание пролетар ской поэзии». Первые побеги такой поэзии с ее «солнечным» восприятием жизни B. Друзин видел в «ясном Казине, много красочном Пастернаке, здоровом Тихонове». Вечер закончился чтением стихов, с которы ми выступали Д. Алтаузен, М. Скуратов- Бельский, И. Молчанов-Сибирский, Скры- лев (Томский), И. Уткин. В апреле илховцы провели свой второй публичный вечер. К нему они готовились с еще большей тщательностью. Шутка ли, на нем должна была развернуться дискус сия по докладу В. Друзина. Надо было от- « В л а с т ь т р у д а » , 1923, 28 м а р т а . 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2