Сибирские огни, 1967, № 8
период революционного пафоса и дерзаний Сергей Алякринский, один из мэтров «Бар ки поэтов», заявил ,в своем стихотворении «Научи меня быть приветливым»: «Мы не пойдем большими дорогами — с нас доволь но будет тропинок». Резким контрастом на этом подчеркнуто эстетском фоне выделяются произведения А. Вечернего и Ис. Гольдберга. Гольдберг опубликовал в «Отзвуках» своего «Человека с ружьем» — талантливый рассказ о подлин ном герое времени — партизане и коммуни сте Герасиме, показал истинно народный характер борьбы с колчаковщиной. Дышит современностью и стихотворение А. Вечернего «Перед штурмом» (из крым ских впечатлений)», датированное ноябрем 1920 года. А. Вечерний был участником бо'ев с Врангелем. Позднее в иркутском журнале «Красные зори» под псевдонимом Доброво лец он опубликовал свои воспоминания о штурме Перекопа. В стихотворении «Перед штурмом» он пишет о Севаше, о жарком бое с врангелевцами, о том, как «мы факе лы всемирного пожара до крымских гор по бедно донесли». Б у ш у е т в и х р ь . Н а г а я с т е п ь б е з л ю д н а . С е г о д н я в н о ч ь и м ы т у д а п о й д е м . Б о р ь б а г р о з н а , с л о ж н а и м н о г о т р у д н а . О п а с е н в р а г . И о г н е н н ы м д о ж д е м О с ы п а л о н п р е д д в е р и я Ч о н г а р а . Перипетии боя «во мгле ноябрьской бурной ночи» всецело захватывают и подчи няют себе читателя. Типичным для эстетической платформы «Барки поэтов» является сборник Елыщди- фора Титова «Стихотворения», изданный в 1923 году в Иркутске. Сюда вошло около двух десятков стихотворений, помеченных ¡920—1922 гг. Мы напрасно стали бы искать следы и отзвуки грозных событий револю ций и гражданской войны в лирике поэта. Только лишь в сонете «Сын земли», которым открывается книга, он говорит о суровом времени, взрастившем его лирического ге роя. Я б ы л р о ж д е н , к о г д а у п р я м ы м р о г о м В р а ж д а в с п о р о л а т е л о м и р н ы х л ет, К о г д а у б и й с т в а б е ш е н ы й сти х ет З м е е ю п р о б л и с т а л п о в с е м д о р о г а м . Я л ы с о й с м е р т и в и д е л р ж а в ы й м еч. Единственное, что вынес герой его стихов из этих потрясений,— радостное сознание самосохранения, чувство благодарности за то, что уцелел и выжил: «Мне хочется плакать и благода рить кого-то (не эти ли горы, покорных сторожей вечности, или паутину в углу моей библиотеки) за то, ^ что я жив, что будет еще новый длинный день, что бу дет солнце и свет, что весна нынче ранняя». Этими довольно расплывчатыми декла рациями, в сущности, и исчерпывается вся социальная направленность сборника. Автор пишет о чем угодно, но только не о своем времени. Интимная лирика, стихи о приро де, о маленьких японских танцовщицах, о людях каменного века — вот основная тема тика его поэзии. Показательны уже сами названия стихотворений: «Майские ронде ли», «Осенний медосбор», «Песня о зимнем солнцевороте», «Неолит», «Воспоминание о Фудзядяне» и пр. Причем, охотно обраща ясь к картинам природы, он рисует ее в .условно-экзотических тонах и красках. Зри мых примет Сибири, родного сибирского пейзажа в них почти нет. Поэт любит обыгрывать необычайные, редкие слова и образы. Он живет в мире, где бушуют не ветры революции, а царству ют «желтые кимоно», «желтые феи, пропах шие апельсинами», где качаются «лепестки сакуры» и тут же «белеют паруса стороже вых кунгасов». Он пишет об «утре пламен ных настурций», «мотыльке, уснувшем в хризантеме», «оборванной струне у семизе- на» и «скорбных долихокефалах». И только изредка прорывается сквозь эти: условные декларации подлинная поэзия, от голоски живой жизни. Такой порзией дышат строчки «Осеннего медосбора», где все рас цвечено яркими красками наступающей осени: В г у с т о м в я з и л ь н и к е з а п у т а л а с ь п ч е л а , П е р е п е л а к р и ч а т ь в р а з л у ч ь я х н е у с т а л и . А п о л д е н ь м р е я л е г , — и, м л е я , с т о н у т д а л и , И с т о н у т я н т а р и д у ш и с т ы х т я ж к и х лав.. Острый взгляд поэта подмечает «баг ровый мед гречух и ризы спелых ржей». Но. таких стихов у Е. Титова было немного. Очень редко поэты «Барки» обращались, к социальным, мотивам. Условно-эстетский мир, реминисценции из акмеистов заслоняли: от них живую современность. Так, Алекг сандр Венедиктов опубликовал в 1923 году в журнале «Литературная мысль» большую поэму «Мери из Владивостока», написанную под сильным влиянием Н. Гумилева. К началу 1923 года «Барка поэтов», ли шенная живых связей с временем и эпохой,, распалась. Конец ее был закономерен и не избежен. Сохранился любопытный историко- литературный документ, написанный одним из участников «Барки» и-повествующий об ее печальном закате. Поэт Андрей Шоста кович еще в 1922 году в своем пространном «Втором послании Ельпидифору Титову» с элегической грустью оплакивал крушение' «Барки поэтов» под напором новых сил, усматривая в этом неизбежном процессе чуть ли не угрозу всей старой поэтической культуре, на смену которой идет «тупоголо вых стадо, забывших метрику и стих». А Б а р к а . .. В е т х а я с т а р у х а Т р е щ и т р а с х л я б а н н о п о ш в а м , — А х , б е с п о щ а д н а я р а з р у х а П о д к р а л а с ь п о т а е н н о к н а м . П о э т ы к и с н у т . О В о с т о к е В з д ы х а е т т я ж е л о И м р ей — Н а п р е д п о с л е д н е м ф а й в - о - к л о к е О н л о б ы з а л у ж е д р у з е й . П р о щ а я с ь ... Т р е т е с к а я о д н а п о р о ю С т и х о м н е ж д а н н ы м п о д а р и т , Е щ е п о д с е р е н ь к о й з о л о ю У с т а л ы й о г о н е к г о р и т . В М о с к в е , н а в е р н о , В е н е д и к т о в П о м о щ н и к о м с е к р е т а р я З а п у т а л с я с р е д и э д и к т о в . И з д а н н ы х в л а с т ь ю О к т я б р я . О , г д е вы , гд е , б ы л ы е д р у г и ! 169-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2