Сибирские огни, 1967, № 8
ческая гимнастика, и философские фрагмен ты»1. Члены «Барки» часто устраивали откры тые и полузакрытые вечера поэзии, собирав шие большую аудиторию. Сюда приходили красноармейцы, студенты, журналисты, на чинающие поэты — будущие илховцы. Ма ленький и подвижный Игорь Славнин бро сал в зал с эстрады строчки своих огненных стихов о пожаре восстаний, Николай Хреб- товский, подражая Маяковскому, читал па фосные стихи о революции, слал проклятия старому миру. И все же не они задавали тон на таких «поэзо-вечерах». Преобладали на них рафинированно-утонченные эстеты и снобы. Они писали и читали стихи о чем угодно, но только не о революции в России. Эстетское любование прошлым, бегство в историю и культуру разных стран и наро дов — весь этот бутафорский, пестрый рек визит составлял основное содержание их про изведений, зачастую изысканных по форме и, как правило, эпигонских по существу. К новой демократической интеллигенции из молодежи многие поэты «Барки» относились барски-покровительственно, с нотками эта кого само собой разумеющегося превосход ства. «Помню,— рассказывает М. Скура тов,—Александр Мейсельман из «Барки по этов»— розовощекий, хорошо упитанный, крупно-породистый, будучи сьщом иркутско го состоятельного чиновника, принимал нас у себя на дому, говаривал потом про нас в кругу «Барки поэтов»: «Они все хорошие парни — эти «илховцы», но от них сильно отдает либо русским квасом и капустой, ли бо чесноком!»1 2. М. Скуратов же вспоминает, как Шастана, одна из поэтесс, входивших в «Барку», принципиально писала только о французских маркизах и виконтах, о галан тном восемнадцатом веке, писала до тех пор, пока ее тетрадь с маркизами и викон тами, забытую как-то на крыльце отеческого дома, не сжевала бродившая в это время по двору корова. Впрочем, эстетски-декадентские кривля ния, наблюдавшиеся в «Барке», были весьма многообразны. Утонченный снобизм сосед ствовал здесь с кокетничаньем грубостью и вульгаризмами, граничившими с площадной бранью. По справедливому замечанир Б. И. Же ребцова, «эта поэты были последними пред ставителями той отживающей традиции, ко торая в Сибири в годы гражданской войны была лучше всего представлена поэзией Ге оргия Маслова»3. Наиболее полно о творчестве ведущих поэтов «Барки» можно судить по вышедше му в 1921 году в Иркутске сборнику «Отзву ки». Большинство произведений, вошедших 1 И л х о в е ц. П е р в ы е ш а г и . « К р а с н ы е з о р и » , 1923, № 5, с. 148. К а к н а м у д а л о с ь в ы я с н и т ь , с т а т ь я э т а п р и н а д л е ж и т А . В е ч е р н е м у ( Г о л я н к о в - с к о м у ) . 2 Ц и т и р у ю п о р у к о п и с и в о с п о м и н а н и й М . С к у р а т о в а « А л е к с а н д р И в а н о в и ч Б а л и н » . 3 Б . Ж е р е б ц о в . П р е д и с л о в и е к с б , « И р к у т с к и е п о э т ы » , И р к у т с к , 1927 г., с, 4. в книгу, несет на себе печать откровенного эстетства, в них нет и намека на социально значимую тематику. Один из ведущих поэтов «Барки» Ельпидифор Титов в «Песне о зим нем солнцевороте» славит «искры жизнеро дящих огней», неодолимую силу биологиче ского начала жизни, плодородия, поданного почти в космических масштабах. Перед чи тателями мелькают хороводы юношей и дев, охваченных безудержным чувственным вле чением. Михаил Имрей в стихотворении «Крова вая нежность» пишет о гильотине и казни, причем сцена- казни воспроизводится поэтом в натуралистически отталкивающих подроб ностях, в излюбленной манере акмеистов. В его стихах трудно уловить какую-либо идею. Вот как звучит окончание «Кровавой нежности»: И с д р о б н ы м с т у к о м с п л а х п о д м о с т к о в В м е ш о к с к а т и л а с ь г о л о в а . Ф о н т а н о м ф а к е л ь н ы м в ы х л е с т ы в а л И з ш е и к р а с н ы й к и с л ы й к в а с . Третий автор «Отзвуков» Виктор Блю- менфельд публикует не очень ясные, алле горические стихи о морском скитальце, по добном сказочному Синдбаду-мореходу из «Тысячи и одной ночи». Герой Блюменфель- да «вонзает в закат звенящий грустью •взор», а за ним «позади — жилищ оставлен ный позор и страшный клич площадной се ренады». Грани реального и фантастического- в стихотворении полностью смещены. Все здесь зыбко ц туманно: то ли речь идет дей ствительно о морском бродяге, то ли об умирающем, смерть которого изображается в духе мифологии египтян, как странствова ние, отплытие в иной мир. Налет эстетизма лежит на стихах и дру гих авторов сборника. Андрей Шостакович, как и М. Имрей, обращается к теме фран цузской революции и опять-таки восприни мает ее только через гильотину. В стихот ворении «Человеку французской револю ции» он набрасывает портрет гражданина Великой революции — философа-эпикурей- ца, сноба и циника одновременно. Этот «судья и гражданин» Республики, «ученик Руссо и Вольтера», «ценивший гуманность в гильотине», сам попадает на нее по слу чайному подозрению и со спокойным равно душием принимает смерть. Все стихотворе ние выдержано в форме обращения автора к лирическому герою. Поэт хочет научиться у него философскому отношению к смерти. «Вы, милостивый государь мой, научите ме ня также просто смотреть на крутящееся колесо, на судьбы безучастную рулетку» Та кая опора на историю нужна поэту для то го, чтобы в нужный момент «принять без излишней торопливости последнюю злую любовницу — смерть»... И все это писалось в то время, когда над страной прокатился огневой вал граждан ской войны и революции, когда сердца мил лионов горели отвагой, мечтой о всемирном братстве, дерзкими замыслами немедленно го преображения планеты. Но именно в этот 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2