Сибирские огни, 1967, № 8
пережитой им трагедии, восхищаются по вседневным его подвигом... Другое имя, которое «достижении» нес ли как некое знамя, это, конечно, имя Кон стантина Паустовского. Для нас он был, прежде всего, автором «Кара-Бугаза», по истине, восхитительного образчика той про зы, в которой очерк, не теряя своих жан ровых особенностей, может рассматривать ся также и как рассказ. Спустя много лет архив Горького опубликовал его неизвест ную ранее характеристику очерка, как весь ма широкой, емкой и неопределенной лите ратурной формы, которой свойственно под час сближаться с рассказом, а иногда становиться неотделимым от него. А в те годы мы, молодые очеркисты «Наших до стижений», в какой бы разновидности жан ра каждый ни работал, считали именно очерк-рассказ наиболее плодотворным на правлением, тесно связанным с традициями всей русской литературы. Назову еще одного писателя старшего поколения, который имел на нас немалое влияние. Это — Всеволод 'Лебедев, свое образный талантливый писатель-очеркист, большой художник, чьи образы рождались в непосредственном столкновении с жизнью родной Вятчины. А теперь приведу имена литераторов, чье становление связано с «Нашими дости жениями», хотя каждый печатался и в дру гих изданиях. Это — М. Лоскутов, Н. Ата- ров, В. Козин, А. Письменный, В. Василев ский, П. Слетов, Д. Стонов, П. Скосырев, Н. Кальма, Э. Миндлин и многие другие. Я причисляю и себя к этому списку. Великолепная, доброжелательная атмос фера создалась вокруг журнала. Это был живой литературный организм. Его связи с действительностью были необыкновенно крепки. Нельзя утверждать, что все мы при держивались только сходных взглядов, что художественные вкусы были у всех нас однородны. Напротив, каждая встреча — в редакции ли, на дому ли у одного из нас — сопровождалась горячими спорами, что, впрочем, не мешало нам ощущать себя еди номышленниками в главном. Журнал объ единял литераторов пытливых, любивших свою страну, свою профессию. И у нас бы ли общие противники. Мы много воевали, к примеру, с «украшателями жизни» (из «Вечерней Москвы», из «Тридцати дней»). Пользуясь негативным приемом, нашу про грамму отлично изложил критик журнала А. Лежнев. Он завершил своей статьей уникальную анкету «Наших достижений» «О факте и вымысле в очерке». «Они врут, даже когда говорят прав ду,— писал А. Лежнев об очеркистах-ша- блонщиках, украшателях жизни.— Они уже заранее знают, что увидят. Действитель ность им не задана, а предсуществует в их сознании. Это — не творческая догадка, а бедность и догматизм воображения, Им не достает простого «глупого» любопытства и той способности удивляться, которая ха рактеризует поэтов, ученых. Они расцвечи вают красивой фразой наскоро заимствован ные и обезличенные мысли. У них все про исходит гладко ,и подготовленно. Всегда он» в нужный момент встречают нужного че ловека, который произносит нужные слова, т. е. именно такие, какие полагаются по ходу очерка и намерению автора. Действи тельность слишком охотно ложится ковром под их ноги. Она не оказывает никакого сопротивления. А ведь именно по сопротив лению мы и узнаем правдивость очерка!» С «Нашими достижениями» связан еще один, очень важный для меня круг вопро сов. Речь идет о разработке проблем очер кового жанра, о критике очерковых произ ведений. В. Бобрышев договорился с А. М. Горь ким, что это будет особого рода отдел, осо бая критика, опирающаяся в первую оче редь на творческий опыт самих очеркистов. Было заранее решено, что на первых ста диях разработки проблем жанра, при фор мулировке исходных положений «науки об очерке», журнал попробует обойтись, в ос новном, без помощи профессиональных критиков. Дело в том, что у нас, очеркистов, был» основания сторониться тогдашних крити ков. В начале тридцатых годов, куда ча ще, чем сегодня, на очерк смотрели с уз коутилитарной позиции, в основном, как на информацию о достижениях, подчас как на оду в прозе. В общем, очерк у многих ас социировался только с журналистикой не высокого ранга. Литераторы «Наших до стижений» немало сделали для того, чтобы; вернуть современному очерку его традици онное в русской литературе значение пол ноправной художественной формы. Есте ственно, им и не терпелось обобщить свой художественный опыт, полемизировать с хо довыми, принижающими очерк взглядами в критике. По-видимому, А. М. Горький, создавая в 1929 году журнал «Наши достижения», сам склонялся сначала к такому узкому взгляду на очерк. По крайней мере, он на мерен был заполнять страницы нового жур нала краткими заметками о достижениях — и только. Известно, что вернувшегося из-за границы Горького раздражала «самокрити ка». Он считал, что советское общество, печать, литература должны сосредоточить ся лишь на показе достижений. На VIII съезде профсоюзов Серго Орджоникидзе поспорил по этому вопросу с писателем: «Товарищи, когда тов. Горький был здесь, он говорил: лучше бы вам эту само критику не выдвигать. Всякий обыватель, всякая сволочь, слыша о наших недостат ках, начинает (их) раздувать и говорить: вот у них то не удается, это не удается, то плохо сделано и т. д. Тов. Горький говорил, что самокритику не надо бы проводить, по тому что у нас огромнейшие достижения, которых вы не видите. Ему отвечали: «Мы очень рады, что вы, тов. Горький, приехали сюда, увидели много крупных достижений. Этому мы радуемся. Было б хуже, если б- вы, приехав, обругали нас. Но самокритику мы поднимаем и развертываем для того. 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2