Сибирские огни, 1967, № 8

ними нередко сурово. Боль к читателю при­ ходила, будила разные мысли о противоре­ чиях в обществе, о несовершенстве нашего мира, а вот о преодолении некоторых жиз­ ненных тягот он сказать ничего не мог. А что скажешь славной и милой Антони­ не Степановне из рассказа «Вдова», кото­ рую война сделала одинокой и несчастной? Все, что мы смогли бы посоветовать ей — работайте, идите к людям,— она сама от­ лично знает и делает для людей все, что в ее силах, а сердце ее все-таки не покидает большая тревога: «Как же дальше-то жить? Невозможно больше входить в эту пустую комнату с консервной банкой на столе». Может быть, кто-нибудь посоветует уви­ деть в этой вдове только человека, увлечен­ ного своим трудом? Но ведь это же будет не вся правда о ней, а в это не поверят, прежде всего, сами Антонины Степановны! Писатель прав, решив рассказать нам о тра­ гедии целого поколения советских людей, переживших самую опустошительную войну и от всего сердца проклявших ее. «Будь проклята война! Разве мало их таких вдов-то, неустроенных, постаревших, одиноких? Кто знает об их думах в пустых комнатах?» —это вырвалось из глубины души одинокой трудолюбивой женщины, имеющей, как и все, право на счастье. «Будь проклята война!» — в этом подлин­ ный смысл и пафос рассказа. В нем Илья Лавров не посмел, чтобы не покривить ду­ шой, написать слова утешения или погово­ рить о преодолении невзгод. Проклиная войну, он напоминает: вот она, война, ее опаляюшее дыхание ощутимо и сегодня, лю­ ди от нее все еще страдают, и нам нечем помочь им. Нечем! Вслед за первыми произведениями Ильи Лаврова последовали новые книги повестей и рассказов. А время, между тем, .шло и менялось. После 1956 года мы были все воодушевлены переменами к лучшему, что не могло не отразиться на движении лите­ ратуры, на судьбах писателей и тех, кто якобы давно канул в Лету, и тех, кто ныне живет и работает. Одни из работающих, потрясенные разоблачением культа, пере­ жили период скептицизма, даже по отноше­ нию к тому, что было всем нам дорого, другие же решительно расширили сферу своих наблюдений, попристальней стали вглядываться в сложности и противоречия эпохи, в истинные черты героя нашего вре­ мени. В Илье Лаврове мы увидели писателя, ищущего, как и прежде, полного любви к обыкновенным людям, веры в их реальные и потенциальные возможности совершить великое; мы увидели, что он не только не­ навидит собственничество и мещанство, эгоизм и двоедушие, но и со всей опреде­ ленностью противопоставляет современным мещанам людей нового типа, людей под­ линно социалистического сознания. Именно в эти годы появились повести И. Лаврова «Девочка и рябина» («Акте­ ры»), «Мне кричат журавли», «Сопутник» и «Встреча с чудом». Это была лирико-ро­ мантическая проза, очень характерная для тех лет. У Ильи Лаврова все, даже малей­ шее душевное движение, выражено как подъем, как вспышка, как взрыв. Не толь­ ко внутренне, но и внешне —по языку, по­ строению, по краскам — новые произведения Ильи Лаврова взволнованны, динамичны, многоцветны. Стремительный ритм их отра­ жается даже в мимолетних описаниях: «А вокзал по-прежнему жил, бодрствовал, кипел»; «Торжественно и мощно сияла лу­ на»; «Дорога кричала им разными голоса­ ми, могуче дышала паровозными топками, манила говором и лязганьем колес, пела буферами». А уж если говорится о беге оле­ ня, то это подлинный эмоциональный шквал: «Бешено клубилась снежная пыль, из-под копыт поливал в лицо ливень снежных ошметков... Сыпались звезды между смут­ ными оленьими рогами». Большой накал чувств в повестях Ильи Лаврова создают и лирические отступления, которые стано­ вятся своеобразным камертоном повество­ вания. «Возвышенные слова» их соседству­ ют рядом с точными и зорко подмеченными деталями, с тщательно выписанными, впол­ не реалистическими характерами. «Встреча с чудом» — наиболее значи­ тельная из всех повестей И. Лаврова, напи­ санных в романтическом ключе. Две сестры —Слава и Ася — юные, только окончившие десятилетку, бросились в водоворот жизни в погоне за мечтой о море. Мы оставляем их почти у цели: они вступили, как того желали, на палубу ко­ рабля. Но суть повести не только в том, что автор нас убеждает: эти девчушки, упор­ ные и смелые, добьются своего. Таких це­ леустремленных героев литература знает давно. Суть в том, что они повстречались в пути с чудом времени. Да, новые люди на земле — это самое большое чудо. Приглядитесь, приглашает Илья Лавров, это чудо среди нас, оно уже родилось, оно живет, приглядитесь! «Сколь­ ко на земле красивых людей! Вот про­ мелькнула девушка в белом. Зубы ее вон­ заются в красное яблоко. Губы ее обрызга­ ны соком. Глаза распахнуты, они, казалось, могут смотреть на солнце... То ли в глазах зарябило от ветра, то ли как-то особо упа­ ли лучи солнца, но мне на миг померещи­ лось, что она скользит над землей... А вот юноша. Плечи его загребают ветер. Дымом клубятся волосы. Упругие ноги могут обе­ жать земной шар. Он смеется, и зубы его вспыхивают...» Прекрасными видит Илья Лавров своих героев —Асю, Славу, Чеми- зова, Колоколова, Грузинцева. В мечте двух сестер-близнецов живут дерзкий бунт их деда-потемкинца, энергия отца, ощутившего себя хозяином жизни. Мечта эта рано созрела в юных умах еще и потому, что все вокруг кипело и рвалось вперед. Сестрам «ртало невыносимо тре­ вожно», они боялись прозевать что-то самое важное, они «боялись куда-то не успеть». Нет, совсем нелегко дается осуществление 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2