Сибирские огни, 1967, № 7
к избам в солнцеприпек все звонче и звонче заводили свою песню ру чейки и ручьи, ломая весенними струями угрюмую сугробную тяжесть. После суматошной, издерганной зимы, с ее многосугочными собра ниями и штормовыми приливами и отливами, после размаха штабной работы по руководству сплошной коллективизацией, обратного увода по домам многими крестьянами своих саврасок и пеструх с общесель ских конюшен и скотных загонов,— после всего этого в освободившихся кулацких подворьях плотными кучками сгрудились те, кто все понял и не видел другого пути в жизни, кроме общности хлеборобного труда. Наступала первая колхозная весна. Над широко распахнутыми тесовыми воротами и резными оконны ми наличниками кулацких и поповских домов запестрели намалеванные наспех, но гордые в своей правоте вывески: «Правление колхоза «За мировую революцию», «Ш. К. М»., «Лик без для всех». И даже такие, как «Тоз — «Смерть буржуям!». В занятых школами и ликбезами домах днями шла шумливая, ре бячья суета, а вечерами их посетители, потея и обтирая в усердии боро дами и припасенными тряпицами чернильные перья, упрямо выводили чуть не полувершковыми буквами на старых газетных листах: «Мы н е рабы» . «Власть Советов — власть народа». Бородатики с мозговой надсадой слушали ликбезников, соглашаясь беспрекословно во всем. Но вот мягкий знак в слове «Власть» заставлял некоторых поднимать- торчком бороды, протестовать и вносить поправки в грамматику — В эдаком слове мягкость ни к чему. Ежели народная — тут уж полная твердость должна быть. А в тылу гордых вывесок — в обширных амбарных закромах скром но по уголкам жалась надежда будущего — хлебное зерно. И все оно—* и затхловатое, и сорное, и чуть не по зернышку отобранное —начинаю дышать одним весенним теплом, дышать силой трудного, все пробиваю щего роста. ...Яшка Мордовцев, Степа Смирнов, Мишка и Гошка тяжело пере живали неудачу своих «активных действий». Мы все это видели, пони мали и, не сговариваясь, щадили их самолюбие, старались не показы вать победного вида. Если кого сразу и подмывало, то все окончательно перечеркнули,, когда Шура Смурова, как всегда прямо, сказала: — Нечего в христианское всепрощение играть, и без этого муторно. Школу такую прошли, что и самим на всю жизнь хватит, и детям, н внукам останется. На одной из «оперативок» Евсеич спросил: — А не пора ли, ребятки, подумать: спектаклями дальше занимать ся или еще чем? — Чем? — Может, нам ремонтную бригаду организовать? — Какую ремонтную? — А очень простую. Мужики сеять готовятся? Готовятся. Партия- нам нынче какой лозунг дала? Никак не допустить сокращения посев ного клина. Помочь чем можно в этом даже единоличнику. А которые в артелях, в колхозах да в тозах пооставались,— им тем более. А глав ная трудность у них в чем? Не только в том, на чем пахать и что сеять, но и чем пахать да сеять. Так? Так. Значит, в этом-то, главном, и по мочь нужно. — Так мы же в этом деле ни бум-бумГ — А надо чтобы и «бум» и толк получался. Агитировать языком научились. Уменье в этом показали. А время сейчас в аккурат подхо- КГ 5 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2