Сибирские огни, 1967, № 7
Подбирались к этой «твердыне» уже давно, но то ли захлестывали другие дела, то ли районный актив обходил трудный участок и оставлял его «до поры», даже половины голосов за закрытие храма никак не со биралось. А нужно было гораздо больше. В этом и была вся загвоздка. Агитколонна отложила другие дела, и началась упорная борьба за каждый голос, за каждую подпись на узких, длинных листках с броским заголовком: «Мы за то, чтобы церковь в селе Карпысак закрыть, как очаг религиозного дурмана — опиума для народа». Новое слово «опиум» на многих верующих действовало необычно и звучало как «контрреволю ция», «бандитизм», и, нечего греха таить, мы, в погоне за голосами и во имя атеистического будущего, нет-нет да и нажимали на это самое зву чание. Помогала нам и обстановка. Выяснилось, например, что впервые за много лет община с осени не запасла дров. Из двадцати печей в храме топили только четыре, и лики святых на иконах затянуло седым куржа- ком. Что один из двух попов простудился и слег, а другой для согрева ния глушит самогон и в конце службы вместо «Аминь» возглашает ал лилуйю и наоборот. За такое богохульство церковный совет подал ар хиерею жалобу. И на длинных листах колонки подписей медленно, но росли с каж дым днем. Голосов было собрано даже больше, чем полагалось. Власти свыше дали согласие на закрытие церкви, и мы стали готовиться к тор жественному акту свержения Карпысакского оплота религиозного дур мана. В сельсовете наметили день опечатывания главного входа храма. Готовились и церковники, а с ними вместе те, кто не поставили подписи под листами, не приняли никаких доводов, а после ухода осеня ли крестным знаменьем и кропили заветной святой водой и угол и лав ку, на которой сидел нечестивый безбожный агитатор. Таких оставалось тоже еще немало. И не только, как и говорил нам Евсеич, древних ста рух и стариков. За два дня до намеченного срока не в Карпысак, а в соседнее село, приехал уполномоченный ГПУ и вызвал на «глухое» собрание всех нас. — Есть данные, что подрывные элементы активизировались и хотят использовать день закрытия собора в своих целях. Нужно быть макси мально бдительными и не допускать каких-либо провокаций. Какая уж тут бдительность, когда в пылу достигнутой победы всем присутствующим было ясно одно: поповщина проиграла! И только се кретарь Карпысакской партячейки, Евсеич, Хахилев и Колька о чем-то долго шептались со строгим уполномоченным. Тихий морозный вечер. У сельсовета собирается актив, молодежь. Строятся в карнавальную колонну. Впереди, в два ряда,— гармони сты, за ними — взвод песенников с горящими факелами в руках, затем ряды смеющихся ребят и девчат с большим чучелом попа в рогожной рясе. Колонна готова была уже двинуться, как над селом пронесся удар —'окола. Потом второй, третий... Звонили заунывно, тяжело, мрачно. V* этот погребальный звон был похож на зовущий набат. Василий Иванович, председатель сельсовета, вслух выругался и крикнул: — Кто позволил?! Семеныч, марш к звонарю. Прекратить! Не во время эта музыка! И с чего разволновался Василий Иванович? Вот сейчас вся колонна двинется вкруговую по селу, взбудоражит вечернюю тьму и тишь домов 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2