Сибирские огни, 1967, № 7
сейчас капиталистические остатки на борьбу против социализма, а выхо дит, она и пятилетке — тормоз! — Так это же ясно! — Нам ясно, а народу на селе очень и очень еще не понятно. Вот и нужно так работу повести, чтобы до людей эти лозунги дошли. Вера- то в бога бо-ольшую трещину дает. Но пока ликовать рано. Тысячелетия ми она, проклятая, в сердца, в души людей всасывалась. Таксе — враз, с маху, не вырвать. Может, не один еще год, даже такие, как вы моло дые, будут лбы крестить. — Что ж, они другой работы себе не найдут?! — И работать будут и социализм вместе с нами строить. Только... — И за поповские рясы держаться, да? — Покуда — так. Хоть очень даже многие понимать начали, что у них с попами дороги в разные стороны пошли. В течение всей беседы у меня на языке вертелся вопрос, и я не вы держал: — Мирон Евсеич, вы меня простите, но... какое у вас образование? Все осуждающе на меня посмотрели. Один Мирон Евсеич принял вопрос как должное и просто ответил: — Наивысшее, Сережа. Партейное. — А курсы какие-нибудь политические проходили? — Проходил. И не раз. В тюрьме проходил. В ссылках тоже. У меня жарко загорелись уши, а Евсеич только и спросил: — Больше анкетных вопросов не имеется ни у кого? Нет? Тогда давайте подумаем, как же нам на практике по церковной линии насту пать. На весь район сил не хватит. Есть у меня думка одна. За сердцеви ну, за центр ухватиться. Корень подсечь... Ясно? Мы недоуменно молчали. И вдруг из угла Колькин голос: — Вы что, Мирон Евсеич, на Карпысакский собор метите, что ли? — Во! Один смекалистый все же нашелся. Карпысакский, ребя тушки, он самый. Когда-то, в конце прошлого века, крупный размашистый купчина- «золотнишник» Вострухин решил под старость.замолить перед богом земные грехи и вспомнил, что родом он из Карпысака. А вспомнив, вздумал построить храм божий в родном селе. И не просто какую-нибудь церквушку, а ни много ни мало— воздвигнуть из бревен копию столич ного «храма Христа спасителя». Полной копии не получилось, но на ди во всей округе, в стороне от основных сибирских трактов, на степном пригорке выросла золотоглавая, с высоченным центральным и четырьмя малыми сверкающими крестами, деревянная махина. Да такая, что в это сооружение можно было уместить всю карпысакскую «паству», включая и домашнюю животину. Чтобы отопить зимой эту махину, мужики со всей округи, кляня и поминая крутым словом боженьку, возили и возили дрова, пока на задних дворах храма не вырастал целый дровяной склад. Но как ни были тяжелы дровяной извоз и другие «требы», тяга ве рующих из близлежащих сел и деревень за много лет определилась имен но к этому храму, с его престольным «покрова, божией матери» празд ником, церковными службами самого благочинного. И когда в районе начали захлопываться двери деревенских церкву шек (то от сана поп отказался, то просто куда-то улизнул, то община «шататься стала»), тускло поблескивая крестами, Карпысакский собор продолжал действовать на своем пригорке. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2