Сибирские огни, 1967, № 7

...Собрание в Усть-Каменке прошло хорошо. И нам уже не казалась чем-то значительной встреча с «Иоанном крестителем» (как мы его ста­ ли называть). Только вспоминая «проходное свидетельство», цитировали из него поучения для себя, что и нам бы надо, да не всегда получается: «жить с начальством в покорности», а самих себя «блюсти в строго­ сти». Посмеивались и, конечно, не предполагали, что с этим богослужи- телем будут еще встречи, которые надолго останутся в памяти. ...В районе неожиданно стало труднее работать. Встречать нас, даже в тех селах, где мы уже бывали, начали по-другому. По тому, как натя­ нуто-вежливо здоровались даже члены уже созданных колхозных ини­ циативных групп, по отрывочным сообщениям о тайных сборищах цер­ ковников чувствовалось, что людьми движут чьи-то умелые руки и, может быть, более умелые, чем наши. И слухи... Страшные и глупые до абсурда, они лезли из каких-то замшелых щелей, затягивали липкой паутиной темные крестьянские умы, и, как ни странно, но чем глупее, чем нелепее они были, в них упрямее и больше верили. Верили в то, что в какой-то деревне овца окотилась трехголовым ягненком и одна голова этого ягненка блеяла по-овечьи, другая ржала по-жеребячьи, а третья говорила человеческим голосом, пророча скорый приход антихриста и страшного всемирного «суда божьего». Верили в то, что в коммуну «На заре» привезли машину из трех решетчатых ба­ рабанов с большой воронкой и совсем не для очистки зерна, как утверж­ дают коммунары, а для того, чтобы сдирать шкуры с тех мужиков, ко­ торые не отдают своих баб в общее пользование. Верили. И даже после того, как из нескольких деревень мы привезли в ком­ муну по старику со старухой, которых удалось уговорить, и наглядно демонстрировали им работу триера. Старики и бабки согласно кивали головами, восхищались отбором и чистотой выходящего из-под машины зерна, а вернувшись в свои деревни, подробно докладывали на органи­ зованных нами сходах о виденном. Но вне собраний на вопрос односель­ чан: «А ту ли машину в коммунии показывали?» —пожимали плечами: — «А кто ж его знает. Может, та самая,—они понижали голос,— для об- дирки-то у них в другом анбаре стоит!». На внеочередной бригадной оперативке разгорелся спор. Вернувшийся из больницы Яшка Мордовцев, злой, как черт, на всех и вся за покусанную ногу и безтолку для него потерянное время на мази и перевязки, сверкая цыганскими глазами, шумел больше всех: — Ясно, что ладаном запахло! А с церковниками так же, как и с кулаками, цацкаться нечего. Одна шатия! Саша Хахилев раздумчиво сказал: — Все это так. Врагов-то единицы, а кто на лбы шишки перед ико­ нами набивает— тысячи. С ними как? Яшка на мгновение задумался: — Черт его знает. В общем, если все мы состоим, как и ты, в чле­ нах Союза безбожников и не просто Союза, а во-ин-ствующего, значит, воевать должны, а не в литературе копаться. В городе Колька среди молодежи был чуть ли не самым яростным безбожником и прославился своими выдумками против поповщины. Ор­ ганизуемые им «антирождества» и «антипасхи» с факельными шествия­ ми и безбожными карнаваламй вокруг церквей, выстроенные в эти дни эстрады против церковных папертей для выступлений синеблузников всегда находили наше полное одобрение. И его популярность «безбож­ ного инструктора» держалась твердо. А тут он молчал, как дуб, не лез в 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2