Сибирские огни, 1967, № 7
Прочитав документ, мы переглянулись. Колька, возвращая бумаги Кручине, процедил: — Ну, коли благословили с «властями в покорности», так и быть, ходи пока. Только не похож ты на смиренного да покорного. Ох, как не похож. Ладно, еще встретимся. •— Все в руце божией. Кручина вышел из-за стола и стал креститься на иконы. Был отец Мисаил чуть не в сажень ростом и почти упирался головой в матицу. К тому же был бос. «Ишь ты, как дома себя чувствует,— подумал я,— даже за стол разутым уселся». А Кручина, отмахав широкие кресты, по кровительственно зарокотал хозяйке: — Ну, что ж, сестра во Христе Марфа, благослови тебя господи за приют странника божьего. Спасибо тебе. В путь пора мне, паства ждет,— он стрельнул глазом в нашу сторону и другим, смиренным, голоском про тянул:— К тому же и начальство идти разрешает... — Батюшка, святитель наш! Так я сейчас на дорожку молочка, ша нежек свеженьких...— засуетилась Марфа. — Не отягощай мя дарами своими, раба божия. Бог с тобой! — и Кручина, размашисто благословив Марфу, взял у стены посох, похожий на дубину, с крестом на верхнем конце, взметнул свою торбочку на пле чо и, как был босиком и без шапки, шагнул через порог. Хозяйка кинулась провожать. Мы не могли не залюбоваться этим спектаклем. — Хорош, черт! Ему бы только в опере по сцене ходить,— восхи тился Колька.— Постой, ведь он, дьявол, босой ушел. Все-таки с пере пугу, наверное. Давай его разыграем! Мы выскочили на крыльцо. Марфа стояла в снегу на коленях и кре стилась вслед Кручине. — Эй, богослужитель! Вернись, пимы на печи забыл,— крикнул я. Тот был уже у калитки. На мой крик он повернул свою красивую, гривастую, непокрытую голову и зычно, на всю улицу, «возвестил»: — Верю в господа бога своего, и хранит он от огня, воды и хлада тело мое.—И спокойными, широкими шагами, взмахивая дубиной-посо хом,'двинулся он по улице. Из изб, как будто нарочно выждав, выскакивали бабы и, крестясь, подбегали к нему. Кручина на ходу благословлял их. Некоторые из них падали на колени й целовали на снегу отпечатки босых ступней. Мы остолбенели. «Святитель» дошел до крайней избы, поднял посох перед выбежав шей старухой, что-то сказал и вошел в дом. — Ага, не вытерпел! Прихватило пятки,— возликовали мы. Но сзади послышался, на этот раз какой-то почтительный, голос балагура-ямщика: — Не?г, слух идет, что он этак-то от села до села хаживает, и ничего ему не доспевается. Я вот и в бога не верующий, а и то руку тянет лоб перекрестить. А вдруг это ему сверху дадено? А у меня сверлила мысль: «На кого похож? На кого?»,— и внезап но осенило: — Колька, помнишь «Явление Христа народу»? Картина Иванова. В книжке-то с тобой рассматривали? — Ну, и что ж? — Так он же под Иоанна Крестителя играет. Того, что впереди на картине с посохом стоит, в шкуре, помнишь? — А ведь верно, похож!.. Только вот он из себя сам «явление» дела ет. И тоже — общественное! Да видел какое — следы целуют... 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2