Сибирские огни, 1967, № 7

Мирон Евсеич резюмировал: — Вот оно, ребятушки, и проглянулось: спектакль-то доведется ста­ вить пореже. 5{С % # Это время на селе было временем собраний. Готовились к ним и партячейки, и уполномоченные, и комсомольцы. Готовилась и другая сторона: кулаки, подкулачники, церковники и сельские хулиганы. Проходили собрания по-разному. То весело и в быстром темпе, то угрюмо, нудно, чуть ли не круглыми сутками. И, пожалуй, что сильнее всего осталось от них в памяти — это густой махорочный чад. Одурев­ шие от сомнений и дум, многочасового сидения и самосада, мужики и бабы отчаливали и причаливали к разным берегам. Достаточно было любого повода, даже самого пустячного,— и стрелка барометра настрое­ ния колебалась для нас то на «Ясно», то на «Бурю». В каждом селе были свои Дуньки-дурочки и Мити-дураки, были и свои доморощенные мудрецы-философы, дотошно разбирающиеся в по­ литике: «Куды оно выведет и как в житействе себя казать будет»; и язы­ кастые подкулачники, специально выжидавшие момента, чтобы подце­ пить «городских» и сорвать собрание. Были и мужики, любящие зада­ вать вопросы «с заковыкой», так просто, для смеха, чтобы поставить втупик докладчика, а потом чтобы народ говорил: «Во как он энтого городского на крючок поддел!». Нужно было иметь терпение и терпение, чтобы одно и то же объ­ яснять и повторять по многу часов. Нужно было научиться быстрой ре­ акции и умению вовремя давать отпор и располагать к себе людей не только доводами, но и веселой шуткой, острым словом. Большин­ ству из нас всех этих качеств часто не хватало. Удивляли Евсеич, Саша Хахилев и Колька. Все они обходились без показа веника и отдельных прутиков. Каждый брал своим, своей мане­ рой общения. Евсеич — мудрой простой неопровержимостью доводов и лукавой хитринкой, Саша — обстоятельностью, несокрушимой выдерж­ кой и терпением, Колька — напористостью, броскими эффектами, словом, актерством и даже какой-то откровенной до простоты наглостью. Он.чуть ли не с детских лет не стеснялся посторонних, любил, когда его слу­ шали, и достаточно хорошо владел искусством «работать с аудиторией». На чадных собраниях он чувствовал себя как рыба в воде. В доме, где еще совсем недавно полным хозяином шуршал своей рясой поп, битком набито людей. Сидят на лавках, на полу, не снимая шапок, и нещадно чадят самосадом многие из тех, кто только вчера или позавчера, робко ломая шапки, жались здесь не дальше косяков кухон­ ных дверей, выпрашивая у батюшки какую-либо требу — насчет крестин или предсмертного причастия, держа под полой гуся или лукошко яиц. Теперь под этой крышей у них отпала нужда срывать с головы ды- роватые треухи. Можно было на уже стертом, навощенном полу рас­ сесться, по-хозяйски вытянуть ноги, с усмешкой поглядывать на пеструю граммофонную трубу в углу, беспрепятственно свертывать цигарку за цигаркой. • Но были в зале и такие, которым в свое время на его пороге, в от­ далении от стола, в православные праздники подносили «стопарики», и они, крякнув, шли, довольные, хвастаться женам. Тех, кто сиживал за столом, в зале не было,— отпели застольные 3 Сибирски» огни № 7 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2