Сибирские огни, 1967, № 7
Та-та-та-та крестьянскими хатами... Та-та-та-та-та-та кинжал. Под это бормотанье снова хочется поглубже уткнуть подбородок в ото превший воротник. Было время... Было время, когда и нас с Колькой не было на свете, а наши отцы начали свою, перевитую долгими годами, дружбу. А было ведь и такое время, когда и отцы только подрастали... * * * Колькин дед был протодьякон. Славился он на всю губернию тремя качествами: потрясающим церковные своды басом-октавой, колоссаль ной физической силой и тем, что, не выходя из-за стола, мог выпить чуть ли не полведра водки. О голосе и силе Колькиного деда в многоцерковном городке, окру женном белыми меловыми холмами, и по всему югу России ходили анекдоты и легенды. Правил службы протодьякон в церквах и соборах в одну восьмую, в одну четвертую и в половину «гласа», причем даже при этой самой «половине» богомольные прихожане падали в трепете на колени. Пол ный звучал не более двух-трех раз в год: когда в купеческих собраниях протодьякон ублаготворялся до высшего уровня и возглашал многолетие кому-либо из «именитых», и в церквах, когда возводил анафему Стень ке Разину и Емельяну Пугачеву. От полного гласа все вокруг наполня лось ощутимой, как вата, воздушной волной. В церкви гасли свечи, и богомольцы в страхе закостеневали на четвереньках. А в богатых трак тирах, где гуляли купцы, дребезжащие от такой волны стекла в окнах и разбитые в перепуге тарелки только приводили в восторг, и шел пья ный разношерстный гул: — Давай, батя, еще гуще! За все плачено! Как-то зимой, накануне крещения, шел он из бани через речку Ве- зелку. Было морозно. Поднял у шубы воротник. Вдруг с обеих сторон два шпыня: — Сымай шубу, ваше степенство! Нам она вроде в аккурат бу дет. Примерить надо. А в ответ из воротника спокойный гулкий бас: — Ну, ежели примерить, можно... Только вот руки высвобожу. Раскрыл вразмах руки дьякон и... сгреб по-медвежьи обоих шпы ней за шивороты. Схватил и потащил к ближней широкой крещенской проруби, приготовленной для иорданского водосвятия. Придавил одно го коленкой, а другого погрузил в ледяную воду и давай его там во дить, как бабы белье полощут, а сам псалом возглашает: — Во Иордани крещахуся, тебе господи!..— пропел весь псалом и выбросил, как мокрого котенка, на лед. Тот сразу наутек. А второй под коленкой пищит, просит: — Отпусти христа ради душу на покаяние, ваше святейшество! Об мишулились. За купца приняли! А бас над ним снова этак спокойненько: — Ответствую, сыне, тебе: еще господь бог завещал —не поднимай руку на ближнего своего. Во спасение души твоей и очищения от грехов твоих в святой воде такодже омойся! Во Иордани креща-а...—И второй налетчик заполоскался в проруби. С тех пор стал протодьякон знаменит не только у прихожан и ку печества, но и среди всех поголовно мазуриков. 2 Сибирекие огни № 7 ^
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2