Сибирские огни, 1967, № 7

нышевском и других политических ссыль­ ных. В «Байкальских преданиях» ярко отра­ зилась любовь народная к декабристам, от­ бывавшим царскую ссылку в Прибайкалье. Добрая слава о братьях Бестужевых и Кю­ хельбекерах надолго сохранилась в народе. В предании «Петли Карлыча», к примеру, идет речь о том, как баргузинские мужики стеной загородили своего Карлыча (Виль­ гельма Кюхельбекера.— М. В.), как только узнали, что жандармы хотят снова забрать в тюрьму поселенца. Все, что поведал народ в преданиях, про­ исходило вокруг священного Байкала. И о нем, «славном море», исполнители ведут свой сказ: «Откуда Байкал взялся»; «О том, как произошел Байкал»; «Как Байкал появил­ ся»; «Как остров Ольхон образовался»; «О Байкальском провале»; «Почему Баргузин в другую сторону потек...» О тяжелой доле сибиряков при царях, губернаторах, жандармах и купцах расска­ зывают молодому поколению предания: «Земля и розги»; «О порке розгами крестьян и старост» и др. Как и раньше, вокруг Байкала живут еди­ ной и дружной семьей русские, буряты, эвенки. Только жизнь их разительно изме­ нилась. С интересом читаем мы слова из традиционного предания «Как русские му­ жики жили с тунгусами»: «Многие наши русские увидели, что от тунгусов большая польза есть, начали около них селиться. Год от года мужики так с тунгусами и жили, а потом даже их баб себе в жены брали. Так между тунгусами и русскими родня пошла...» М. Х а д а х а н э ВЕСНА ТУВИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н овый номер литературного альманаха «Улуг-Хем»1 открывается главой из третьей книги С. Тока «Слово арата», рас­ сказывающей о строительстве дороги через перевал Калдак-Хамар. Один из старейших писателей С. Сарыг-оол предлагает читате­ лям продолжение своей «Повести о светло­ волосом мальчике», ранее вышедшей отдель­ ной книгой в издательстве «Молодая гвар­ дия». Переводчик «Евгения Онегина», поэт С. Пюрбю вот уже несколько лет работает над драматическими произведениями. На сцене тувинского театра в его юбилейный* * «Улуг-Хем» , № 8, Кызыл, 1966. 182 30-й сезон с успехом прошла пьеса С. Пюр­ бю «Любовью надо дорожить», повествую­ щая о делах и думах тувинской интеллиген­ ции. Теперь она опубликована в альманахе. На вечную тему о странностях и пре­ вратностях любви написал рассказ «Не­ оконченная любовь» С. Сюрюн-оол. Юная Кара-кыс любит без взаимности долгие го­ ды. Но она находит в себе силы отвергнуть эту любовь во имя счастья другой женщи­ ны и ее ребенка. Тонкие психологические нюансы — явление новое в тувинской про­ зе — делают рассказ произведением волную­ щим и интересным. Многообещающе выступает молодой пи­ сатель К. Кудажи в повести «Хлеб». Пока­ зывая тувинца-землепашца, он во многом по-новому решает сложные жизненные про­ блемы. В емкой художественной форме по­ вести заключена большая идея о револю­ ционной преемственности поколений, а об­ разы далеких лет овеяны героической ро­ мантикой борьбы. В Туве плодотворно работает небольшой отряд русских прозаиков. 75-летний старожил и краевед Тувы B. Ермолаев опубликовал быль «Где золо­ то роют в горах», проникнутую незаурядным мастерством, умением рисовать самобытные характеры, занимательно строить сюжет (о золотоискателях в годы гражданской вой­ ны), впечатляюще показать нетронутую ту­ винскую тайгу. Врач П. Черкашин более 10 лет работает над историческим повествованием «Ты взой­ ди, солнце красное» — о гражданской войне. В главе «Горькое счастье» он рассказывает о юности красного командира, народного ге­ роя .С. Кочетова, именем которого названа одна из главных улиц тувинской столицы. Тема дружбы народов постоянно зани­ мает творческое воображение писателей Ту­ вы. М. Пахомовым написан рассказ «Су- рас» — о драматической судьбе монгольской девочки, нашедшей ласку и участие в про­ стой тувинской семье. В разделе поэзии альманаха мы встре­ тим уже известные.нам имена: ведь многие тувинские писатели — прежде всего поэты. Хлеборобов и охотников Тувы воспевает C. Сарыг-оол. Поэт Л. Чадамба создал цикл стихов о временах года. Ярко выделяются стихи Ю. Кюнзегеша. О чем бы он ни пи­ сал —о дружбе народов, о тувинском лет­ чике или старике-камнерезе,—он всегда глу­ боко философичен и лиричен. Продолжает свое развитие и тувинская поэма. М. Кенин-Лопсан написал поэму о матери-героине. Проникновенно, с большим сыновьим чувством звучат строки о судьбе тувинки: Я славлю тебя по праву, моя героиня-мать! Я должен светлую славу, как сын твой, тебе воздать! Нет в наших горах вершины выше души твоей. Нет в сказках наших мужчины сильней тебя н мудрей. (Пер. С. КОЗЛОВОЙ) \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2