Сибирские огни, 1967, № 7
И солнца зимнего круги, И ширь степей, и синь тайги* Все сердцем надо, * Сердцем надо..* (*ПОЭТУ СЕРДЦЕМ ЖИТЬ ДАНО..,») Так излагает свою позицию автор в про граммном стихотворении сборника. Оно кон чается строками, которые способен написать не каждый: Разрежу сердце на кусочки, И все — на строчки, Все —на строчки. Впрочем, написать —не самое трудное. Труднее жить так, как написал. А Антонина Баева и пишет и живет именно так. Ее скромная, неброская муза и мужественна и нежна. Для нее поэзия и впрямь как зимняя радуга — всегда праздник, всегда неожидан ность. И вместе с тем это труд, требователь ность к себе, когда «печи топятся стихами», а «стол гудит, как самолет». Поэтесса серьезно работает над словом— техника ее стиха отличается строгой зрело стью. То, о чем она пишет, порой вызывает потребность в свободной, распевной строке, и тогда возникает нечто вроде слога народ ных песен или плачей. Вероятно, сборник А. Баевой следовало бы упрекнуть в некотором однообразии тем и приемов, в известной ограниченности. Но делать это почему-то не хочется. Может быть потому, что автор книги — однолюб, а это редкое качество само по себе принадле жит поэзии. М. В о с к о б о й н и к о в КНИГА, СОЗДАННАЯ НАРОДОМ ТТазарь Ефимович Элиасов — неутоми- " "мый собиратель и вдумчивый ученый- фольклорист. В довоенные и в послевоенные годы он опубликовал немало солидных ан тологий и сборников. Только за последние три года по его инициативе в Улан-Удэ из даны книги «Фольклор семейских», «Фоль клор Тункинской долины» и «Байкальские предания». ' К своей работе ученый привлекает мо лодых собирателей. Один из них — И. 3. Ярневский — в сборнике «Фольклор семейских» выступает составителем. В кни ге «Фольклор Тункинской долины» вместе с Л. Е. Элиасовым и И. 3. Ярневским при нимала активное участие Л. А. Соловьева. Передо мной изданная в конце 1966 г. книга «Байкальские предания»1. В кратком предисловии рассказывается о преданиях Восточной Сибири. Просто, убе дительно рассказывается о процессе быто вания различных групп преданий: топоними ческих, исторических, бытовых. Рассказыва ется о лаборатории сказителя и о традиции целого поколения сказочников. Читатель вглядывается в портреты сибирских скази телей, потомственных скотоводов, охотников и хлеборобов. Многие исполнители преда ний гордятся, что их родословная идет от первых заселыциков Сибири. Такие выдаю щиеся исполнители преданий, как Егор Ива нович Сороковиков-Магай и Дмитрий Сте панович Асламов, кровными узами связаны с аборигенными народностями и племенами Сибири. Автор предисловия приводит при меры, свидетельствующие о том, как в на ше время слагаются сказы, в том числе — сказы о сказителях. Много хороших слов говорят современные исполнители о ныне покойной сибирской сказительнице Анне Афанасьевне Шелиховой. 220 текстов интересных преданий содер жит книга. Составитель сборника сгруппиро вал тексты, придав им соответствующую классификацию. Всего в книге одиннадцать разделов: «Предания о природе и природ ных богатствах», «Предания об истории за селения и освоения края», «Предания о землепроходцах», «Предания о Разине и Пугачеве», «Предания о Чернышевском» и т. д. Думается, что в классификацию преда ний, проведенную составителем, могут быть внесены некоторые коррективы. Однако нельзя не заметить, что Л. Е. Элиасов стро го старается соблюдать принцип историзма и хронологии. Свыше трехсот пятидесяти лет назад рус ские побратались с коренным населением Сибири. В преданиях приводятся различные детали, отражающие походы русских по земле Прибайкалья. Не так-то просто было строить первые остроги, деревни, переправы через реки и открывать первые золотые при иски. «Искатели золота шли днем и ночью. За спиной у них был мешок с харчами. В нем лежало столько харчей, чтобы их хвати ло на два-три месяца. Выйдут харчи доро гой, пропало. Так и гибло немало мужиков, которые хотели золото найти, счастья до быть. Тайга, где золото,— неприветлива. Ле том по уши в грязь увязнуть можно, а зи мой две шубы согреть человека не могут. Легко только сказать — золото нашел, при иск открыл. А сколько людей за это золото, за открытия погибло, не сосчитать». В преданиях приводится много истори ческих и вымышленных фактов о походах Ермака и Ерофея Хабарова, о вольнице Разина и о «дружбе Пугачева с Разиным», о храбрости солдат Суворова и о том, как солдаты Суворова в Сибирь попали, о Чер 1 Л, Е. Э л и а с о в , Байкальские предания. Улан-Удэ, 1966. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2