Сибирские огни, 1967, № 7
ные современные парни — застенчивый, мяг кохарактерный главный герой и более бой кий, любящий приволокнуть за девушками, не брезгующий даже «зверь-бабой», Нико- лай. Они попадают в чрезвычайные обстоя тельства и действуют в полном соответствии с опытом своей недлинной жизни, своего ми ровоззрения: разоблачают «святого» старца, , стараются всеми способами выветрить дур ман из темных голов жителей скита, отор ванного от реального мира. Они проявляют высокое мужество, когда дело доходит до вооруженной борьбы с преступными замыс лами главарей секты. Характеры молодых героев повести, в общем-то, не меняются, не закаляются, так сказать, в борьбе. Мужест во логически рождается из всего их пове дения, просто они не могут поступить иначе, так уж они воспитаны нашим обществом. Убедительно и сильно звучит в повести та кая морально-этическая трактовка современ ной советской молодежи. Но идея уходит еще глубже. На первых страницах, где описан поход по тайге, глав ный герой, демонстрируя свое охотничье ма стерство перед проводником Яшкой, убива ет дуплетом двух рябчиков. «Й не потому, что нужно было. Просто я выламывался перед Яшкой — знай, мол, на ших! (Сбить двух одновременно взлетевших птиц — не просто. Это охотничий шик). И вот на мху лежат две пестрых хохлатых птицы, в густом воздухе кружится легкая серая пушинка, выхлестнутая дробью, а три дурака стоят и рассуждают, какое в таких случаях нужно давать упреждение, чтобы сразить птицу дробовым снопом... И вдруг —ударом — мне становится про тивно сознавать, что вот для этих хитрых глаз, поглядывающих в щели век, я убил двух таких милых, славных птиц... Видно, я недобрый, холодный, злой человек. Я врагом пришел в эти места...» В конце повести главному герою уже по необходимости и не против птиц приходится проявить свое охотничье мастерство. Его и Николая подкараулили два главаря секты, чтобы убить. С великолепной динамикой описана пере стрелка, охота людей друг за другом. Па дает убитый Николай. Главный герой оста ется один. Он совершает перебежки, точно рассчитывает каждый выстрел, обманывает врагов, навязывает и^ свой темп стрельбы, а на душе у него непрерывно — тоска, тос ка, нежелание стрелять в людей, враждеб ных, преступных, отвратительных, но —лю дей. Дуплетом, двумя быстрыми выстрелами он убивает обоих преступников. И в полной тишине, рядом с тремя трупами, его охваты вает отчаянье. «Какое право они имели стрелять в Ни колу и заставить меня убить их? Они, они сделали меня человекоубийцей. — У, сволочи! — закричал я.— Гады пол зучие!.. Мерзавцы! ...Вся ненужная, лишняя жестокость ми ра обрушилась на меня. Какое право они имели заставить меня убить их?» Впечатляюще сильно пронизывает по весть эта идея, исполненная воинствующего гуманизма. Мы никого не хотим убивать, но уже не раз наши враги, наши убийцы за ставляли нас убивать их, они сами навя зывают нам эту необходимость, они разру шают чистое восприятие мира. А. Якубовский — писатель яркого худо жественного дарования и сильной мысли. «Не убий» —лишь вторая его книга. Мы с уверенностью ждем, что новые его книги будут все глубже и значительней проникать в сложную суть нашего времени. N1. Р у б и н а ОДНОЛЮБ /"* обложки книги смотрит на вас милое женское лицо. Очень русское, тихое, чуть печальное. Еще не перевернув ни од ной страницы, вы думаете о том, что жен щина эта, вероятно, любит и чувствует при роду. Потом это так и оказывается. Антони на Баева1 действительно любит и знает мир в его запахах, красках,.звуках. Любовь ее — не пылкая страсть, а ровное, глубокое чувст во, какое дается человеку раз и на всю жизнь. И природа в стихах Баевой не сле пит ярким цветением, она живет, дышит, радуется, грустит. Небо, леса, раздольные степи — и свежая капля росы «в ладонях» шиповника, и призывный крик выпи, поте рявшей детеныша, и привставшие «на тугие ножки» грузди... Мир огромный, казалось бы необозримый, увиден и услышан во всех его подробностях. Человек слился с этим миром, стал его частицей, в нем ищет ра достей и опоры. Связи человека с природой поэтесса рас сматривает не как философ, она не стремит ся извлекать из них «корни», не конструи рует поэтические символы. Ее мысль движет ся в сфере житейских образов и понятий. Вот старая крестьянка. Она встала до рассвета, истопила печь, накормила кур и уток, собрала всю семью на пашню. Теперь можно выйти, наконец, из дома. И женщи на отправляется в лес, по грибы. Поэтесса описывает, как старуха, усталая, ждет пере воза — «на ведро осела грузно, подперла щеку ладонью», и как в это же время за речкой, в бору «уже привстали из-под елоч ных иголок» грузди, как заалела костяни ка — все «рук ее охочих ждут» («Старуха»). Для старой крестьянки, обремененной 1 А н т о н и н а П а е в а. Зимьяя радуга. М— «Сов. писатель», 1966. 12 * 179
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2