Сибирские огни, 1967, № 7
другое. Это видно в «Этюде», где очень достоверно Грешнее от модернистских ме таний переходит к концентрации душевных сил —и внезапно рушится в безнадежность. Это есть в рассказе «Красный таймень», где великолепно раскрыто, как восторг рыбака перед собственной удачей, рыбацкий азарт вдруг переходит в отвращение к своим дей ствиям, к погублению красоты в природе. Писателя интересует не столько данное статичное состояние героя, сколько перелом ные моменты в его душе, психологические переходы, что, в общем-то, является самым трудным для изображения. Зримо, пластично рисует образы, портре ты, пейзажи писатель. Мастерски выписан психологический и внешний портрет героя в рассказе «Коротыш». Или вот, например, об раз петуха, зачинающий повесть «Дом»: «Он был скверный, гадкий волокита, но дело свое — орать по утрам — исполнял. Уже в четыре он хрипел свое «кукареку», мотая облезшей от несдержанной жизни головой. Орал, не переставая, без устали, словно в него был вделан электрический моторчик. Иногда от усердия и слабости в ногах он сваливался с насеста и кричал, сидя на зем ляном полу. Куры, переговариваясь и топ чись роговыми лапами, роняли на своего коллективного супруга горячий помет... На талья бежала в курятник, щупала кур и выбрасывала их за дверь. Те, отряхиваясь, шли завтракать пшеницей. Петух, черт ободранный, прошмыгнул мимо рук и фут больным мячом заскакал по грядам к сосед ским курам». Читатель невольно ощущает всю жесто кость охотничьих забав по одной только детали, рисующей убитого дупеля — «с ка пелькой крови в клюве, словно брусничку держал». Разные выразительные средства находит Якубовский. То это живопись цве том: «По колено в воде стоял желтый, как лимон, теленок — и смотрел на нас, мигая оранжевыми веками». То смешное и милое сравнение: при виде людей «белка берет гриб под мышку, как портфель, и исчезает в хвое с озабоченным видом». Все это не самоцельные художественные находки, все это нужно для главного. Об раз облезшего, бесполезного петуха как бы символизирует весь дом Натальи, где она так же хорохорится, не осознавая своего жалкого и бесполезного существования. Странный ярко-цветной теленок подчеркива ет странность и неестественность жизни «бо лотных» людей, оторванных от большого мира современности, в повести «Не убий». Именно эти две повести —«Дом» и «Не убий» — производят самое сильное впечат ление в книре А. Якубовского. Всего лишь четыре странички занимает первая глава повести «Дом», но здесь, ка жется, с исчерпывающей полнотой, с худо жественной выпуклостью обрисовано все существование Натальи, узкое, мещанское, отупляющее существование, ограниченное заботами о своем хозяйстве —о курах, ого роде, стряпне, стирке, уборке, торговлишке собственными овощами, цветами, яйцами. До полного изнеможения доводит эта накопи тельская жизнь, до того, что «пчелы гудят в руках и ногах». Писатель мастерски, без прямых опреде лений, исключительно средствами художест венными, показывает, как такое существова ние лишает человека индивидуальности. Эта жилистая, твердотелая женщина» которой нет еще сорока лет, воспринимает ся нами как совсем не женственное, беспо лое существо, несмотря на ее подчеркнутую чувственность. Автор неторопливо, подробно создает об раз Натальи, он описывает ее порой даже- сочувственно. Даже ее злобное, эгоистиче ское стремление не допустить раздела дома между ее мужем Мишкой и мужниным бра том Юрием раскрывается изнутри ее души» с ее искренними страданиями. Но таково свойство настоящего таланта» что за этим, внешне спокойным, объектив ным описанием мы все время ощущаем, ка кой глубокой ненавистью ненавидит писа тель своих героев — Наталью, равнодушного и жестокого Мишку, хитрую и грязную ста руху тетю Фешу. Даже Юрий, более чест ный и человечный парень, отмечен автор ским презрением за то, что может напивать ся до потери облика, за то, что хотя бы име ет отношение к образу жизни своей родни.. А. Якубовский, не произнося общих об винительных слов, всем строем своей пове сти полемизирует с теми произведениями, в- которых так называемый «маленький чело век», с его узким мирком и эгоистическими хлопотами, берется под защиту. Он вовсе не изображает злодеев по натуре, но он не опровержимо раскрывает, до чего может до вести в своем логическом развитии частно собственническая узость жизни, выключен ное«) из общества, из широких целей и ин тересов. «Не убий» написана еще сильней и зна чительней, чем «Дом». В повести «Дом», при всей ее художественной яркости, все-таки взяты тема и круг героев, уже довольна подробно раскрытые и трактованные в на шей литературе. Повесть «Не убий» свиде тельствует, что автор способен на большее — на истинную самостоятельность и материа ла, и трактовки, и. идей. «Не убий» можно считать приключенче ской повестью, но одновременно это по весть психологическая и социальная. Такое гармоническое слияние захватывающего сю жета с эмоциональным накалом разнообраз ных характеров и с раскрытием малоизвест ных Тявлений, еще встречающихся в нашей действительности, придает ей истинную не повторимость, которая не так часто прояв ляется в текущей литературе. В повести столкнулись две эпохи, два антагонистических мировосприятия. Моло дые топографы — главный герой, от имени которого ведется повествование, и его напар ник Николай — не являются ни убежденны ми идеологами и пропагандистами, ни особа мужественными натурами. Это обыкновен 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2