Сибирские огни, 1967, № 7

другое. Это видно в «Этюде», где очень достоверно Грешнее от модернистских ме­ таний переходит к концентрации душевных сил —и внезапно рушится в безнадежность. Это есть в рассказе «Красный таймень», где великолепно раскрыто, как восторг рыбака перед собственной удачей, рыбацкий азарт вдруг переходит в отвращение к своим дей­ ствиям, к погублению красоты в природе. Писателя интересует не столько данное статичное состояние героя, сколько перелом­ ные моменты в его душе, психологические переходы, что, в общем-то, является самым трудным для изображения. Зримо, пластично рисует образы, портре­ ты, пейзажи писатель. Мастерски выписан психологический и внешний портрет героя в рассказе «Коротыш». Или вот, например, об­ раз петуха, зачинающий повесть «Дом»: «Он был скверный, гадкий волокита, но дело свое — орать по утрам — исполнял. Уже в четыре он хрипел свое «кукареку», мотая облезшей от несдержанной жизни головой. Орал, не переставая, без устали, словно в него был вделан электрический моторчик. Иногда от усердия и слабости в ногах он сваливался с насеста и кричал, сидя на зем­ ляном полу. Куры, переговариваясь и топ­ чись роговыми лапами, роняли на своего коллективного супруга горячий помет... На­ талья бежала в курятник, щупала кур и выбрасывала их за дверь. Те, отряхиваясь, шли завтракать пшеницей. Петух, черт ободранный, прошмыгнул мимо рук и фут­ больным мячом заскакал по грядам к сосед­ ским курам». Читатель невольно ощущает всю жесто­ кость охотничьих забав по одной только детали, рисующей убитого дупеля — «с ка­ пелькой крови в клюве, словно брусничку держал». Разные выразительные средства находит Якубовский. То это живопись цве­ том: «По колено в воде стоял желтый, как лимон, теленок — и смотрел на нас, мигая оранжевыми веками». То смешное и милое сравнение: при виде людей «белка берет гриб под мышку, как портфель, и исчезает в хвое с озабоченным видом». Все это не самоцельные художественные находки, все это нужно для главного. Об­ раз облезшего, бесполезного петуха как бы символизирует весь дом Натальи, где она так же хорохорится, не осознавая своего жалкого и бесполезного существования. Странный ярко-цветной теленок подчеркива­ ет странность и неестественность жизни «бо­ лотных» людей, оторванных от большого мира современности, в повести «Не убий». Именно эти две повести —«Дом» и «Не убий» — производят самое сильное впечат­ ление в книре А. Якубовского. Всего лишь четыре странички занимает первая глава повести «Дом», но здесь, ка­ жется, с исчерпывающей полнотой, с худо­ жественной выпуклостью обрисовано все существование Натальи, узкое, мещанское, отупляющее существование, ограниченное заботами о своем хозяйстве —о курах, ого­ роде, стряпне, стирке, уборке, торговлишке собственными овощами, цветами, яйцами. До полного изнеможения доводит эта накопи­ тельская жизнь, до того, что «пчелы гудят в руках и ногах». Писатель мастерски, без прямых опреде­ лений, исключительно средствами художест­ венными, показывает, как такое существова­ ние лишает человека индивидуальности. Эта жилистая, твердотелая женщина» которой нет еще сорока лет, воспринимает­ ся нами как совсем не женственное, беспо­ лое существо, несмотря на ее подчеркнутую чувственность. Автор неторопливо, подробно создает об­ раз Натальи, он описывает ее порой даже- сочувственно. Даже ее злобное, эгоистиче­ ское стремление не допустить раздела дома между ее мужем Мишкой и мужниным бра­ том Юрием раскрывается изнутри ее души» с ее искренними страданиями. Но таково свойство настоящего таланта» что за этим, внешне спокойным, объектив­ ным описанием мы все время ощущаем, ка­ кой глубокой ненавистью ненавидит писа­ тель своих героев — Наталью, равнодушного и жестокого Мишку, хитрую и грязную ста­ руху тетю Фешу. Даже Юрий, более чест­ ный и человечный парень, отмечен автор­ ским презрением за то, что может напивать­ ся до потери облика, за то, что хотя бы име­ ет отношение к образу жизни своей родни.. А. Якубовский, не произнося общих об­ винительных слов, всем строем своей пове­ сти полемизирует с теми произведениями, в- которых так называемый «маленький чело­ век», с его узким мирком и эгоистическими хлопотами, берется под защиту. Он вовсе не изображает злодеев по натуре, но он не­ опровержимо раскрывает, до чего может до­ вести в своем логическом развитии частно­ собственническая узость жизни, выключен­ ное«) из общества, из широких целей и ин­ тересов. «Не убий» написана еще сильней и зна­ чительней, чем «Дом». В повести «Дом», при всей ее художественной яркости, все-таки взяты тема и круг героев, уже довольна подробно раскрытые и трактованные в на­ шей литературе. Повесть «Не убий» свиде­ тельствует, что автор способен на большее — на истинную самостоятельность и материа­ ла, и трактовки, и. идей. «Не убий» можно считать приключенче­ ской повестью, но одновременно это по­ весть психологическая и социальная. Такое гармоническое слияние захватывающего сю­ жета с эмоциональным накалом разнообраз­ ных характеров и с раскрытием малоизвест­ ных Тявлений, еще встречающихся в нашей действительности, придает ей истинную не­ повторимость, которая не так часто прояв­ ляется в текущей литературе. В повести столкнулись две эпохи, два антагонистических мировосприятия. Моло­ дые топографы — главный герой, от имени которого ведется повествование, и его напар­ ник Николай — не являются ни убежденны­ ми идеологами и пропагандистами, ни особа мужественными натурами. Это обыкновен­ 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2