Сибирские огни, 1967, № 7
подобного рода иронии. Уже занявший три тома подробный и неторопливый рассказ о себе и событиях полувековой давности вы зван не «благоразумным» стремлением ук лониться от решения жгучих проблем на ших дней. На автобиографическом материа ле писатель ставит одну из острейших проб лем современности —тему гуманизма, харак тера гуманизма революционной эпохи. На первый взгляд, кажется, что своеоб разие пермитинского решения этой темы заключается в особом, только ему свойствен ном ее повороте —человек ставится в ак тивное отношение к природе. Человек и природа. Как часто герой су ществует в наших книгах вне природы, буд то «вторая сигнальная система» начисто вы водит общественные отношения людей из сферы природных отношений. В романе Е. Пермитина природа составляет неотъем лемую часть духовного мира человека, без общения с которой он так же не мыслит себе жизни, как без воздуха. Первым ощу щением посаженного на гауптвахту молодо го прапорщика Алексея Рокотова является чувство насильственного «отделения от при роды». Это типично пермитинское мироощу щение. Для Е. Пермитина человек не только со циально-историческая личность —•такое по нимание присуще, можно сказать, почти всем лучшим эпическим книгам советского пяти десятилетия. Его герой — это в то же время дитя своей земли и ее природы, ему прису ща своеобразная «натурфилософия», особое отношение к природе, вне кото рой он не мыслит не только свое физическое, но и духовное существование. Е. Пермитину незачем декларировать — «хо чу с природой в заговоре быть». Природа — его родной дом. Зорко и тонко видит он родную природу, его пейзажи, как это мно гократно писалось, отличаются необычной точностью и поэтичностью. Природа у него — живое существо, она внимательно следит за людьми и воздействует на них. Она чутко реагирует на людские дела. В момент дикой расправы анархиствующих козыревцев над беззащитными пленниками «полная луна, точно устыдившись происходящего, спрята лась в набежавшей тучке...» Как-то так по лучается, что историческое событие стихий ного военного перемирия 1917 года совпада ет с моментом, когда выпадает первый снег, и похоже, что именно снег явился истинной причиной перемирия: «...видно, первый снеж ный душок здорово разбередил солдатские души, разбудил невыразимую тоску по до му». Это по-пермитински. Пейзажи Е. Пермитина — настоящая ли рика природы, нежная, целомудренная, поэ тичная. Вот :—о весне: «В животворном бла гостном тепле ночей развернулся первый березовый листок, и на нем засверкала пер вая капля росы. И вот этою-то «первою» каплей, величиною с крошечный березовый листок, по чудесному народному поверию, промочил горлышко державный властелин майской ночи — соловей и запел, защелкал от зари до зари». И так постоянно — при рода видится глазами народа, веками на блюдающего ее и живущего в ней. В самые критические моменты, когда «смерть своею косой совсем близко задевает» его, Алексей обращается к природе. В при роде он спасается от самых тяжелых и му чительных переживаний. Достаточно взять в руки любимую двустволку, окунуться в та ежную чащу, чтобы «точно рукой сняло все тревоги и тягостные раздумья...» И в крити ческий момент, когда мир кажется наполнен ным только ложью, подлостью и злобой и все теряет смысл, воспоминания о Шиловой луге, Бужуринских поймах в весеннее по ловодье, Черепановском затоне... возвраща ют е^у вкус к жизни. Есть моменты, когда «величественный океан вечных гор, раскинувшихся от гори зонта до горизонта», герой противопостав ляет ничтожной и мелкой «лихорадочной суете людского муравейника». Преклонение перед природой делает Алексея страстным охотником. Его охотни чья страсть, однако, человечна, в ней нет ничего общего с браконьерским азартом и бездушием. Алексей опускает ружье, когда испуганный лебедь, «перламутрово-белый., как глыба незапятнанного снега... глянул на охотника большим человечески умным гла зом и издал горестно-надрывный трубный клик, так похожий на предсмертно-про щальный стон, что словно ножом полоснул сердце охотника». Когда же Рокотов встре чает бывшего поручика Мигаева с приторо ченным к седлу трофеем —пузатой зайчи хой, он проникается к нему за одно это не навистью: «Такие, как Мигаев, не только в весенних зайчих и лебедей, но и в людей без думушки стрелять1будут». Отношение к природе для Е. Пермитина — оселок, на котором выявляют:? человеческие качества его персонажей. 1 ак тема природы пере плетается с темой нравственной, гуманисти ческой. Вот почему и охотничья жажда Алексея Рокотова, и даже тот энтузиазм, с которым он сколачивает охотничий союз, не выглядят в романе как некая отдушина в его трудо вой деятельности, как приятное «хобби» че ловека, имеющего другое — большое и по лезное — дело. Для Алексея это необходи мость, обязательная и важная сфера его жизнедеятельности. Выдвижение природы как важнейшего фактора человеческого существования писа телем, вышедшим из Сибири и пишущим о Сибири,— факт сам по себе характерный. В литературе уже отмечалось, что «в Сиби ри, где человек в невиданных масштабах преобразует природу, он и понимать ее дол жен глубже, точнее». Ефим Пермитин — один из тех писателей-сибиряков, которые усвоили эту особенность и талантливо реа лизуют ее в своем творчестве. И все же не природа является решаю щей силой в формировании характера авто биографического героя. В наиболее острых драматических положениях, когда сердце 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2