Сибирские огни, 1967, № 7
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Е ф . Б е л е н ь к и й Т Р Е Т Ь Е ЗВЕНО Трилогия, тетралогия... Эти понятия * были неведомы литературе Сибири до октябрьских лет и первых послеоктябрьских десятилетий, когда даже слово роман произ носилось со священным трепетом перед ве личием и необъятностью этой эпической фор мы. Теперь, вслед за популярной первой се рией «Сибирского романа», выходит вто рая... Писатели-сибиряки дерзают на созда ние романических циклов. «Первая любовь»1— третье звено в авто биографической тетралогии Ефима Пермити- на. До этого опубликованы «Раннее утро» (1958 г.) и первая книга романа «Первая любовь» (1962 г.) Разумеется, право на романный цикл достигается не количеством написанных то мов. Чтобы стать заметным в горном кряже, где нетающими снежными вершинами высят ся произведения лучших мастеров советского эпоса, необходимо нечто большее, чем сочи нение трех'или четырех книг, связанных единством темы и героев. Нужна подлинно эпическая масштабность художественного мышления, свой жизненный материал, своя концепция мира и своя эстетическая задача. Тетралогия Е. Пермитина — в пути, и еще рано давать подытоживающие оценки. В журнальной рецензии на вторую книгу романа «Первая любовь» хотелось бы только 1 Е ф и м П е р м и т и н , Первая любовь, «Москва», 1466, № 3, 4. сделать некоторые наблюдения над своеобра зием художественной мысли писателя и уло вить го, что позволяет видеть в книге Е. Пер митина закономерное явление в ряду про изведений этого жанра. Вторая книга автобиографического рома на «Первая любовь» охватывает один из са мых трудных периодов ь жизни героя и страны,— годы возмужания Алексея Рокото- ва совпадают с годами первой мировой и гражданской войны. Повествование идет в русле тех художе ственных принципов автобиографического романа, которые первым утвердил М. Горь кий в своей классической трилогии. Рассказ о жизни автобиографического героя соотно сится с историей, с общественной жизнью. Судьба человеческая переплетается с об щественными судьбами и социально-полити ческой жизнью века.' Алексей Рокотов, по добно героям других наших эпических книг, проходит «по мукам» великой и трудной эпохи, ища свое место и свое дело, осваи вая жизнь эмоционально, идеологически, по литически. Он — сибиряк, алтаец, и потому на его долю достались испытания, мо жет быть, особенно жестокие, отяжелен ные таежными нравами и обычаями его края. Есть какой-то свой угол зрения у Е. Пер митина, придающий роману то неповторимое своеобразие, которое выделяет его книгу из ряда других произведений того же жанра, возможно, более крупных. В нашей литературе иногда подвергается сомнению необходимость больших автобио графических циклов, один из критиков не давно иронически заявил, что «можно... про сто о самом себе сочинить пять или шесть томов» и что это, «право, более благоразум но, чем, очертя голову, кидаться вперед...» (имеется в виду — в острую тему современ ности.— Еф. Б.). Роман Е. Пермитина — убедительное свидетельство неуместности 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2