Сибирские огни, 1967, № 7

фашизмом, помогают современному чита­ телю понять, почему эта гигантская машина подавления и уничтожения оказалась бес­ сильна. Гитлеровская армия начинала войну, имея превосходство в технике, в вооруже­ ниях. Опираясь на свое превосходство, фашисты могли захватывать территорию, разрушать города и жечь села, превращать землю в пожарища и в кладбища, грабить жилища до последней стираной ленточки и, как писал Л. Леонов в «Нашествии»,—да­ же шавочек вздернуть на виселице рядом с хозяевами. Но они не смогли завоевать или растоптать .души советских людей и заста­ вить их покориться. Ненависть сохраняла человека, любовь вела его в бой, делала способным на чудеса самоотверженности. Тот, кто ненавидит врага, даже если враг властен над его жизнью, сохраняет в своей душе достоинство и человечность. Тот, кто по-настоящему любит, отдает всего себя, чтобы отстоять свою любовь. Человек всег­ да сильнее бесчеловечности. Сегодня — это уроки истории. Те самые уроки, которые необходимо знать во имя будущего. Конечно, эти уроки адресованы и «ма­ леньким людям» современности. Дойдет ли до них голос истории, заглу­ шая «Али-Бабу»? Пробудится ли их мысль под узкими приклеенными челками и мод­ ными парижскими прическами? Захотят ли они думать не ногами, а головой? Тем или иным путем, той или иной встряской, но жизнь заставит их соизме­ рить свою мелкость с масштабами времени, с масштабами истории. Романы А. Кузнецова, И. Мераса, А. Кленова могут быть такой встряской, мо­ гут достучаться до их совести, до их разу­ ма, могут помочь становлению их личности. Конечно, это малый и частный результат. Но в-том большом сражении, которое идет сегодня за души людей, мы, коммунисты,— единственные, кто твердо и последовательно отстаивает идеи гуманизма, и любой вы­ игранный бой—для нас праздник.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2