Сибирские огни, 1967, № 7
деление возможно, ибо в сюжетной основе романа лежит и впрямь история любви юноши Исаака Липмана и девушки Эстер. Можно добавить, история трудной любви, преодолевающей немало препятствий, вдох новляющей их незаурядное мужество и благородство. Этим параллель исчерпывает ся. Как часто бывает, сходство помогает понять очень важные отличия. На пути Исаака и Эстер враг более страшный, чем родовая вражда Монтекки и Капулетти. Он посягает не только на их чувство. Юные узники борются не только за право лю бить друг друга, а прежде всего за право жить на земле. Для Ромео и Джульетты нет жизни без любви. У Изи и Эстер, на первый взгляд, более банальная ситуация: им нет любви без жизни. И только, когда мы поймем, как это трудно — выжить в чудовищном гетто, остаться человеком, сохранить чело вечность чувств и поступков,— тогда пой мем, какого же масштаба, какого же нака ла их чувство, раз оно дает им силы бо роться за жизнь, ни разу не дрогнув, не струсив, не предав, не отступив. Роман «Ничья длится мгновение» —о мужестве, о человеческой активности, о ге роизме сопротивления, нашедших свой источник, свое вдохновение и свою опору в любви к женщине, к детям, друзьям. К этому центру сходятся все нити романа, все его многочисленные сюжетные от ветвления. Нужно сказать, что композиция романа очень своеобразна. Центральная линия — судьба Исаака, Эстер и их преданного то варища польского юноши Янека — стер жень, который объединяет новеллы о дру гих людях, прежде всего, о братьях и се страх Исаака. Каждая новелла представ ляет собой как бы отдельное законченное произведение и в то же время необходимое звено в отлично скованной цепи единого трагического сюжета. Инна Липман — талантливая певица, влюбленная в искусство и ради этой любви идущая на верную гибель. Бася Липман — легкомысленная кра савица, которая умирает, ибо при всей ее легкомысленности не желает стать немец кой наложницей. Рива Липман и влюбленный в нее лито вец Антанас отважно принимают неравный бой против фашистов и гибнут в пере стрелке. Касриэл Липман кончает жизнь само убийством, чтобы не стать предателем. Он был исключением в этой семье, читал Ниц ше и называл себя сверхчеловеком, ибо лю бил только себя, одного себя. Он казался себе свободным от человеческих слабостей, но гестаповский палач Шогер, комендант гетто, проницательно догадался, что сила его эгоизма и есть самая большая слабость. Заставив Касриэла выбирать между пыт ками и примитивными житейскими наслаж дениями, Шогер склонил его к измене. Здесь комендант действовал наверняка: Касриэл был ему понятен. Вот логика отца предателя, Авраама Липмана, Шогеру. недоступна. Старик ска зал сыну: «Я тебя родил, я мог бы и убить тебя. Но я уже стар, а ты должен помочь мне. Ты понял?» Касриэл усмехнулся и ответил: «Конеч но!» Он понял вдруг, как дорог ему «Ав раам Липман, бедный многодетный порт ной, чьи пальцы исколоты иглой, как небо звездами». Он понял, что в этом хилом старце больше могущества, чем во всех Ницше, понял, что любовь к людям так безгранична, что вправе продиктовать отцу жестокий и требовательный совет: «...я уже стар, а ты должен помочь мне». Касриэл только мысленно пожелал: «Будь здоров, Авраам Липман, мой ста рый отец!» — и вдел шею в тесную петлю, которую сам свил из тонких бечевок. Хотя бы смертью Касриэл-сверхчеловек обрел гордое право вновь стать человеком, хотя бы перед смертью он почувствовал в себе любовь! Так по-разному обрамляя судьбу Исаа ка, Мерас настойчив в своем главном вы воде о силах, на которых держится мир. Но главное, конечно, в судьбе самого Исаака. Шогер предложил сыграть ему партию в шахматы на необычных условиях: если Липман выигрывает, его убивают, но зато остаются в живых дети гетто; если он про играет, то детей увозят на смерть, но зато сам Исаак остается жив; и только если будет ничья, никому не грозит гибель. Исаак садится за шахматную доску во имя ничьей. Но он оказывается не в силах ее сделать. Он не может отказаться от ра дости сказать убийце: «Ты проиграл». Лю бовь и ненависть, когда онй вместе, никак не одолеть. Они сильнее биологической жажды жизни, ибо Человек сильнее своих инстинктов. Исаак Липман никогда не от кажется от победы над палачом Шогером ради жалкой возможности выжить, избе жать на этот раз страха смерти. «Шогер сидит на своем стуле и думает, что весь мир его... Разве Шогер может де лать с миром все, что взбредет ему в го лову». Вот почему нужно выиграть у него пар тию; пусть не думает, что они всесильны, пусть знает, что даже здесь, в гетто, даже узники не желают жить по его приказам, пусть он усомнится в своем могуществе: с сомнения начинается страх, так же как с веры начинается победа. Читая эти страницы, невольно вспоми наешь футболистов киевского «Динамо», о которых подробно рассказывает А. Кузне цов в «Бабьем Яре». От них под конец по требовали проигрыша, а они предпочли умереть, но не уступить врагу свою спор тивную честь, в которой справедливо ви дели отражение отнюдь не личных досто инств. От Исаака нужно было еще меньше —• 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2