Сибирские огни, 1967, № 7
и драматизм ее событий, нарастая, стремит ся к какой-то последней грани возможного, точнее —к безграничности испытаний и возможностей Человека. Вероника взваливает на себя бремя и радость материнских забот о русской де вочке Тане, дочери военнопленного, который ненадолго появился в ее жизни и вызвал светлое и мгновенно отнятое обстоятель ствами чувство любви. Она —не без серьезного внутреннего со противления — принимает в свою семью одинокого немецкого мальчишку Вальтера и делит теперь свой малый достаток, свои силы и свою любовь между четырьмя чу жими (конечно, формально чужими, а на самом деле такими же родными, как ее соб ственная кровинка) детьми: евреем Винца- сом, литовцем Римукасом, рурской Таней и немцем Вальтером, ставшим Виктором в память об отце Таки. Страницы романа, посвященные жизни втой необычной интернациональной семьи, не оставят равнодушным самого сурового человека: так трогательны картины этой бескорыстной дружбы, взаимной преданно сти, самой высокой человеческой чистоты. Но возвращаются родители Римукаса, ка кие-то заботливые люди отправляют Вик тора его немецкой матери, и, наконец, ми лая Таня «оборачивается, рукою машет и косичками машет»,— навсегда уводит ее родной отец. А Винцаса увели еще рань ше —под конвоем, оклеветанного. Проходит немного времени, и она узнает, что ему не суждено возвратиться. Было шесть детей —не осталось ни од ного. А чтобы одиночество ощущалось еще более гнетущим и мучительным, И. Мерас отнимает у своей героини и родителей, и сестру, и братьев, убитых бандой кулацких выродков, и даже память о ее первой люб ви: Винцаса убивает ее сын Винцас. Маль чик, названный в честь ее возлюбленного, в бою с бандитами' уничтожает человека, наградившего его своим именем. Так слож на, так невероятно противоречива жизнь, такие жестокие преграды громоздит она на пути Вероники. И вот она осталась одна. Совсем одна. Собственной рукой она уничтожила послед нюю память о прошлом — ударила топором по лысой голове Антанаса, осмелившегося снова явиться к ней, все еще думавшего, что есть у него власть над женщиной. Так она покарала зло, предательство. Правда, это произошло скорее по воле автора, чем по ее собственной воле. Мы больше верим Мерасу, когда Вероника творит добро де тям, чем когда она карает Бернотаса. Сила Вероники — в ее любви. Ц даже когда она остается совсем одна, мы верим ее словам: — Человек должен жить. Она отдала ради жизни всю себя, ни чего не жалея. Она отдавала свою душу родным, отдавала чужим, которых она сде лала родными. А если не осталось ни тех, ни других, то все равно остались люди. — Могилы могилами, сынок. А мы жи вы, живем, и жить надо. Вот эту стойкую силу жизни, эту неис черпаемую готовность диктует Веронике ее материнское сердце, которое пульсирует лю бовью (любовью гораздо больше, чем не навистью) и поэтому творит Великое. Так можно ли назвать Веронику малень ким человеком? По всем анкетным признакам, по внеш ним приметам ее жизненного пути — безу словно. Когда она задумывается над тем, что «теперь государство пенсии платит», ей при ходится с горечью и почти без надежды спросить: «Может, и ей что-нибудь положе но?» Без надежды, ибо «никаких докумен тов у нее нет, никаких бумаг». Но Мерас всем строем своего повество вания уже привел нас к выводу, что на та ких, как Вероника, держится мир. На ее самоотверженности, на ее человеколюбии, на неодолимой силе ее материнства. Масштаб Вероники измерен ее поступ-' ками. Она спасла для жизни шестерых де тей. Это была ее дорога к величию, доро га, по которой ведет любовь. Таков конечный вывод И. Мераса, та кова же и основная устремленность его творчества, потому что в романе «Ничья длится мгновение» (по-иному «Вечный шах») мы встречаемся только с вариацией этой же мысли. Правда, этот роман художественно со вершенней. «На чем держится мир» — мо нодрама, фигура Вероники оттесняет осталь ные, и многое воспринимается только как подсобный материал, только как постамент для памятника Матери. «Ничья длится мгновение» — многофигурная композиция, в которой художник, если не придираться к некоторым частностям, достиг необходимой соразмерности, гармонии всех ее частей. У критика В. Бушина разный художе ственный уровень двух произведений вы звал ощущение того, что они дают разные ответы на один и тот же вопрос. По его мнению, образом Вероники И. Ме рас заявляет, что «'мир держится на стра стотерпцах»: в страданиях Матери критик не видит подвига. А. Макаров уже хорошо ответил ему, разъяснив, что раз «подвиг связан с самоотвержением и самопожертво ванием, он не обходится без страданий». Несостоятельность выводов В. Бушина до статочно очевидна и в свете всего выше сказанного. Конечно, Вероника не мученица, с го товностью переносящая свои испытания, а человек, каждую минуту своей жизни от дающий людям, значит, борец, один из тех борцов, на ком и впрямь держится мир. Если В. Бушин в чем-то прав, то лишь в своем утверждении, что этот вывод ясно и убедительно звучит в другом произве дении И. Мераса. Кто-то назвал роман «Ничья длится мгновенье» историей Ромео и Джульетты из современного концлагеря. Такое опре 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2