Сибирские огни, 1967, № 7
жественно, судьбой Толи и его родных, друзей, ближайшего окружения. Мы видим ,как происходит страшный процесс уничтожения в человеке человече ского, как безмерно вырастает разруши тельная власть инстинктов, как голод отни мает высшие духовные проявления, властно возвращая разумного человека назад, в бездну животности. Здесь А. Кузнецов не скупится на кра ски. «Пытаясь найти хоть крупицу пшена, я стал ползать, изучая щели в полу. Все чисто подметено. Я не мог поверить, начал поиски сначала. В одной кастрюле на стен ке что-то чуть пригорело и не отскреба лось — я поскреб и пожевал, так и не по няв, что это. Одна из сковород показалась мне недостаточно вытертой. Я принюхал ся — она пахла жареным луком... Я заску лил, так мне хотелось супу, заправленного луком. Я стал лизать сковороду, не то во ображая, не то в самом деле ощущая сла бы? вкус лука и масла, скулил и лизал, ли зал...» Я ползал, жевал, принюхивался, скулил, лизал — это не о щенке, о человеке. Но ведь так можно и о щенке. Чтоб уж не оставалось никакого сомне ния в этой деградации, А. Кузнецов расска зывает о том, как Толик украл кольцо кол басы и запрятал его в снег под окном. По том «полез в снег — нет колбасы... Присмот релся—на снегу следы кошачьи... Ах, га дюки проклятые, я у Дегтярева, они у меня...» Так и ходит он по земле, «судорожный, неприкаянный, как беспризорный котенок», и, как животное, крадет, дерется за пищу, боится смерти. Превратить человека в раба, в живот ное— это и было конечной целью фашизма. Это означало бы конец разумной деятель ности, конец духовной жизни, конец сопро тивлению. Фашизм был гигантским эксперимен том — что же перевесит в маленьком че ловеке: маленькое (т. е. ничтожное, ин стинктивное, животное) или человеческое (т. е. большое, гордое, разумное, духовное). Многие поверили пророчествам Ницше — поверили в победу зверя над человеком. Одни писали об этом восторженно и стано вились фашистскими прихвостнями, другие (вроде Кафки)— с ужасом и болью, ста новясь в скорбные ряды плакальщиков по гуманизму. Но нацистский эксперимент доказал лишь одно: можно уничтожить миллионы людей, но нельзя уничтожить ни человече ство, ни человечности. Бабий Яр — место, где гитлеровские палачи расстреляли сотни тысяч людей и одновременно расстреляли возможность своего торжества над челове ком. Поэтому Бабий Яр не только символ преступлений, но и символ бессилия пре ступников. Роман А. Кузнецова убедитель но об этом свидетельствует, и его докумен тальность в этом плане необходима: свиде тельские показания тем ценнее, чем достовернее. И все-таки произведение А. Кузнецова — роман, а не летопись, не историческая ста тья, ибо писатель, не выходя за пределы фактов, все время занят их отбором, все время просеивает их сквозь жесткое сито художественной целесообразности. Его ин тересует одно — судьба маленького чело века. Прослеживая бесконечные попытки обы вателей приспособиться к фашистскому по рядку и выжить, А. Кузнецов приходит к выводу, талантливо изложенному в горько иронической главе «Сколько раз меня нуж но расстрелять». «Я не был членом компартии, комсомола, подполья (напоминаю, что Кузнецов пишет о себе, еще не достигшем четырнадцати лет.— Л. Ф.), не был евреем, цыганом, не попался в заложники, не совершал откры тых выступлений, не имел голубей или ра_- диоприемника, а был обыкновеннейший (подчеркнуто А. К.), рядовой, незаметный, маленький человечек (подчеркнуто мной.— Л. Ф.) в картузе». И вот оказывается, что этого обыкно веннейшего, маленького человечка к четыр надцати годам жизни следовало, «с точки зрения фашистов», расстрелять по крайней мере 20 раз, потому что эта «точка зрения» противостоит любой форме человеческой жизни, впрочем даже не жизни, а любой форме человеческого существо!вания. И ес ли нельзя уничтожить все результаты пре вращения животного в человека, все ре зультаты этого процесса, который длился десятки миллионов лет, то фашизм не возможен. Вот выводы, к 'которым прихо дит маленький человек Толя Кузнецов, с горечью и ужасом сознавая, что среди его преступлений (вполне достаточных для смертной казни!)— и то, что он сохранил совесть, и то, что он хочет жить в тепле, и даже то, что он хочет быть сытым и но сить валенки. Осознав абсолютную враждебность фа шизма самым простым, самым примитивным потребностям существования, и Толик, и его дед (и все другие маленькие люди) на чинают испытывать ненависть к фашизму. Тот самый дед, который наизусть заучи вал гитлеровские листовки, который видел в фашизме возвращение своей мечты о фун те масла за 10 копеек, возбужденно и яро стно кричит: «— Не-ет, им не удержаться! Наши их разобьют». Дед «возненавидел фашистов самой лю той ненавистью, на которую был способен». В этой ненависти — его возрождение, не нависть сохраняет его как личность. И Толик ощущает себя человеком «лич ностью, потому что находит в себе силы сказать: «Я ненавижу вас, фашисты, враги жизни, я презираю вас, как самое омерзи тельное, что когда-либо рождала земля». Говоря о рождении ненависти, А. Куз нецов верен исторической правде. 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2