Сибирские огни, 1967, № 7
зано очень точно — маленький человек се годня отнюдь не прямой наследник Акакия Акакиевича, и в этом смысле он «пережи ток нового». Однако о времени он думает ногами, значит, его духовная бедность, узость и ограниченность — в родстве с ду ховной бедностью, узостью и ограничен ностью маленького человека. Но Башмачкин взывал к состраданию, он имел право на сочувствие, ибо был жертвой, был обречен на узость и ограниченность объективным ходом общественной жизни. Парнишка, се годня думающий ногами о времени и от вергающий высокие дела своих современ ников ради модной парижской прически и песенки «Али-Баба», не взывает к состра данию, ибо отнюдь не чувствует себя не счастным, не имеет права на сочувствие: во многом о.н сам сделал свой выбор, сам от городил себя от настоящей жизни и сам должен отвечать за все последствия свое го ущербного, антиобщественного пове дения. Но значит ли это, что мы можем спо койно смотреть, как он пожирает собствен ную жизнь, как легко и без колебаний он идет навстречу пустоте? Нет, ни в коем случае! «Было бы непростительной ошибкой,— говорил Л. И. Брежнев в феврале 1967 года на II Пле нуме ЦК ВЛКСМ,—не замечать, что у нас находятся такие молодые люди — как бы ничтожно не было их число,—•которые, не имея жизненного опыта и достаточной теоретической подготовки, проявляют эта кую политическую рыхлость, беспечность и, я бы сказал, наплевательски бездумное от ношение к жизни. С этим мириться нельзя». Наш долг — снять шоры с их глаз, до стучаться до их совести, разбудить их мысль. Пусть они увидят, услышат и поймут, что значит быть маленьким человеком в се годняшнем большом мире, который как ни когда насыщен грандиозными классовыми битвами. Войны XX века втягивают в свою гигантскую мясорубку даже не миллионы, а десятки и сотни миллионов людей. От них не отсидеться, не спрятаться, не убежать. Вот об этом, прежде всего, и написал А. Кузнецов свой роман-документ «Бабий Яр». «В,се в этой книге —правда»,—не раз предупреждает писатель для того, чтобы кто-нибудь не вздумал отмахнуться от об жигающих строк романа успокоительной ссылкой, что это, мол, вымысел, гипербола, игра воображения. Нет, это факты, только факты. «Так это было на земле». Жил дед Федор Власович Семерик — «маленький, напуганный, жадный обыва тель». Когда-то долгие годы «пределом его мечтаний» было одно — «досыта наесться и не думать о завтрашнем дне». Революция «ничего съедобного» ему не дала, «зато отняла мечту разбогатеть». С тех пор ничто его не интересовало — ни коллективизация, ни индустриализация — «ведь их на стол не поставишь и с кашей не съешь». И была у него жена Марфа Ефимовна, совершенно неграмотная, глубоко религиоз ная, страшно напуганная апокалипсически ми предсказаниями о неизбежном конце све та, «когда всю землю опутают проволока ми, а по земле пойдет враг, а в небе будут летать железные птицы и клювами своими железными клевать людей...» Дед был скуп, жаден и зол, бабка доб ра и щедра, но оба они недаром прожили вместе долгую жизнь. При всех нравствен ных и психологических различиях очевидна их социальная общность, их безусловная принадлежность к «маленьким людям». А внук их, Толя Кузнецов, был вдвойне маленьким — и по возрасту, и по воспи танию. Рядом с основными, центральными фи гурами этого горького повествования вста ют соседи Семерика и друзья Толи, и мы сталкиваемся с новыми вариациями жиз ненной пассивности, эгоцентрической зам кнутости, обывательской узости интересов. Почти все жители киевского предместья, с которыми нас знакомит роман, исповедуют одно правило: «Человек ест, чтобы жить, а живет, чтобы есть». Д'ак многозначительно называется вторая часть романа). «У добрых и безобидных стариков» — кумы Александры и ее слепого мужа Ми- колая —есть оправдание — они обречены быть «маленькими» своей старостью, ин валидностью, беспомощностью. Так же как «пацанята» обречены на это незрелостью и слабостью малолетства. И вот приходит грозный час испытаний, страшное время проверки людского мате риала на крепость, на излом, на ра-спыл — на право оставаться человеком. Каковы же они будут, результаты испытаний? А. Кузнецов знает, что нашлись в Киеве люди, которые оказали героическое сопро тивление, встретили врага грудью и не по зволили ему почувствовать себя победи телем. «Ни одна столица Европы не встретила гитлеровские войска так, как Киев. ’ Киев не мог больше обороняться, он был остав лен и, казалось, распластался под врагом. Но он сжег себя сам у врагов на глазах и унес многих из них в могилу. Они вошли, как привыкли входить в западноевропей ские столицы, готовясь пировать, но вме сто этого так получили по морде, что сама земля загорелась у них под ногами». Роман «Бабий Яр» — не о тех, кто жег землю, давал по морде врагу, рыл ему мо гилу. Он — о тех, кто именно «распластал ся» в первые месяцы оккупации. А. Кузнецов пишет об этом сначала де кларативно: «Куда бы я ни посмотрел, большинство людей было озабочено имен но тем, что поесть. Во что одеться. Где жить. И многие были отданы этим заботам целиком без остатка...» Потом он раскрывает свой тезис худо 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2