Сибирские огни, 1967, № 7
законный доступ «а сцену Натальи Сад по лучил выговор. Авиазвено боевых самолетов —его на звали «Советский артист» — было по строено. А Наталья Ильинична Сац вернулась в Москву много лет спустя — она была реа билитирована после XX съезда партии. Сей час она плодотворно работает в искусстве и недавно создала в Москве первый дет ский музыкальный театр. Актерское чутье Обычно перед спектаклем певец опасает ся многого: как бы не простудиться, как бы не утомить горло, как бы... впрочем, вряд ли возможно перечислить все предо сторожности, которыми артист хочет за страховать себя от неприятных неожидан ностей. А вот Иван Павлович Бурлак-Стрельцов до преклонного возраста сохранил свежесть и красоту своего изумительного голоса. Он с одинаковым успехом пел и лирические, и драматические партии. При этом Иван Павлович меньше всего, казалось, заботился о своем голосе. Он не ограничивал себя ни в чем: не кутался, ездил на зимнюю рыбалку, охотился, зани мался на даче хозяйством. Его коллеги пе ред выступлением обычно слова не ска жут — не то что по телефону, но и с близ кими дома, а Ивана Павловича в день спектакля можно было видеть в трамвае, в автобусе, в магазине, и он спокойно раз говаривал с самыми разными людьми. Единственное, в чем он себе отказывал,— это в спиртном. Он всегда был в числе устроителей дружеских ужинов и пикников, но хмельного в рот не брал ни капли. Бурлак разработал свою систему, свою школу воспитания и обучения вокалистов, и сам неукоснительно следовал ее прави лам. С мнением Бурлака считался весь коллектив Большого театра. Будучи чле ном вокально-творческого кабинета имени Неждановой (этот кабинет ставил своей целью утвердить принципы русской вокаль ной школы), Бурлак на гастролях в Ново сибирске не только репетировал и выступал на сцене, но и успел прослушать многих певцов. На дружеском ужине — за столом со брались певцы Новосибирского театра опе ры и балета — зашла речь о сохранении го лоса. Бурлака попросили раскрыть «секре ты», и он охотно делился своим опытом. В беседу вступил державшийся несколь ко высокомерно гостивший тогда в Новоси бирске драматический тенор, которому про чили блестящую будущность: — А что вы скажете, Иван Павлович, о моем голосе? — Голос у вас хороший, но, боюсь, петь долго вы не будете. — Почему? Я же приглашен в труппу Большого театра! — Да хоть в Миланскую оперу, это не меняет положения. Вы должны очень бе речь свой голос, — Но ведь мое горло проверил ларин голог... Проверил всеми возможными аппа ратами и приборами и нашел, что все в по рядке. — Если так — я рад за вас. У меня,, ■конечно, никаких приборов нет — яне.брач. Через полгода на сцене Большого теат ра в заглавной роли оперы Чайковского «Мазепа» дебютировал молодой солист Но восибирского театра оперы и балета — ба ритон. Спектакль транслировался по радио в эфир. Бурлак сидел у себя дома, слушал пе редачу и восхищался голосом дебютанта. Вдруг он встревоженно подошел к телефо ну и набрал номер директора театра. — Говорит Бурлак. Пришлите, пожа луйста, за мной машину, я сейчас же при еду. Здесь надо пояснить, что в Большом те атре (да и не только в Большом) суще ствует правило назначать на основные пар тии вторых исполнителей. Дублеры могут не присутствовать на спектакле, но заве дующий труппой должен знать, где нахо дятся «запасные» исполнители. Дежурная машина в случае необходимости доставит дублера в театр немедленно. В тот вечер дублером дебютанта был Бурлак — потому-то он и звонил дирек тору. — Зачем, Иван Павлович, вам маши на? —удивился директор. — Боюсь, что мне придется подменить дебютанта — он спектакль не допоет. — Что вы, я только что был у него. Он прекрасно себя чувствует, голос звучит чу десно, и ваши волнения напрасны. Но к концу второго акта певец почув ствовал боли в связках и в начале антрак та сообщил, что петь не сможет. Взволнованный директор позвонил на квартиру Бурлаку, но дублера дома не ока залось. Тучи сгущались. Но тут кто-то ска зал, что Бурлак уже загримирован и готов к выходу. Когда спектакль закончился, в грими ровочную пришел директор и сердечно по благодарил Ивана Павловича: — Большое вам спасибо. Вы спасла спектакль. Жаль, что я вас сразу не по слушал— могла выйти крупная неприят ность. Острый на язык Бурлак ответил: — А я рад, что вас не послушал — вы звал такси, незаметно прошел в гримиро вочную и попросил втайне от всех подгото вить меня к спектаклю. — Но как вы узнали, слушая трансля цию, что солист не допоет спектакля, если он и сам этого не чувствовал? — Не знаю,— откровенно признался 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2