Сибирские огни, 1967, № 7

законный доступ «а сцену Натальи Сад по­ лучил выговор. Авиазвено боевых самолетов —его на­ звали «Советский артист» — было по­ строено. А Наталья Ильинична Сац вернулась в Москву много лет спустя — она была реа­ билитирована после XX съезда партии. Сей­ час она плодотворно работает в искусстве и недавно создала в Москве первый дет­ ский музыкальный театр. Актерское чутье Обычно перед спектаклем певец опасает­ ся многого: как бы не простудиться, как бы не утомить горло, как бы... впрочем, вряд ли возможно перечислить все предо­ сторожности, которыми артист хочет за­ страховать себя от неприятных неожидан­ ностей. А вот Иван Павлович Бурлак-Стрельцов до преклонного возраста сохранил свежесть и красоту своего изумительного голоса. Он с одинаковым успехом пел и лирические, и драматические партии. При этом Иван Павлович меньше всего, казалось, заботился о своем голосе. Он не ограничивал себя ни в чем: не кутался, ездил на зимнюю рыбалку, охотился, зани­ мался на даче хозяйством. Его коллеги пе­ ред выступлением обычно слова не ска­ жут — не то что по телефону, но и с близ­ кими дома, а Ивана Павловича в день спектакля можно было видеть в трамвае, в автобусе, в магазине, и он спокойно раз­ говаривал с самыми разными людьми. Единственное, в чем он себе отказывал,— это в спиртном. Он всегда был в числе устроителей дружеских ужинов и пикников, но хмельного в рот не брал ни капли. Бурлак разработал свою систему, свою школу воспитания и обучения вокалистов, и сам неукоснительно следовал ее прави­ лам. С мнением Бурлака считался весь коллектив Большого театра. Будучи чле­ ном вокально-творческого кабинета имени Неждановой (этот кабинет ставил своей целью утвердить принципы русской вокаль­ ной школы), Бурлак на гастролях в Ново­ сибирске не только репетировал и выступал на сцене, но и успел прослушать многих певцов. На дружеском ужине — за столом со­ брались певцы Новосибирского театра опе­ ры и балета — зашла речь о сохранении го­ лоса. Бурлака попросили раскрыть «секре­ ты», и он охотно делился своим опытом. В беседу вступил державшийся несколь­ ко высокомерно гостивший тогда в Новоси­ бирске драматический тенор, которому про­ чили блестящую будущность: — А что вы скажете, Иван Павлович, о моем голосе? — Голос у вас хороший, но, боюсь, петь долго вы не будете. — Почему? Я же приглашен в труппу Большого театра! — Да хоть в Миланскую оперу, это не меняет положения. Вы должны очень бе­ речь свой голос, — Но ведь мое горло проверил ларин­ голог... Проверил всеми возможными аппа­ ратами и приборами и нашел, что все в по­ рядке. — Если так — я рад за вас. У меня,, ■конечно, никаких приборов нет — яне.брач. Через полгода на сцене Большого теат­ ра в заглавной роли оперы Чайковского «Мазепа» дебютировал молодой солист Но­ восибирского театра оперы и балета — ба­ ритон. Спектакль транслировался по радио в эфир. Бурлак сидел у себя дома, слушал пе­ редачу и восхищался голосом дебютанта. Вдруг он встревоженно подошел к телефо­ ну и набрал номер директора театра. — Говорит Бурлак. Пришлите, пожа­ луйста, за мной машину, я сейчас же при­ еду. Здесь надо пояснить, что в Большом те­ атре (да и не только в Большом) суще­ ствует правило назначать на основные пар­ тии вторых исполнителей. Дублеры могут не присутствовать на спектакле, но заве­ дующий труппой должен знать, где нахо­ дятся «запасные» исполнители. Дежурная машина в случае необходимости доставит дублера в театр немедленно. В тот вечер дублером дебютанта был Бурлак — потому-то он и звонил дирек­ тору. — Зачем, Иван Павлович, вам маши­ на? —удивился директор. — Боюсь, что мне придется подменить дебютанта — он спектакль не допоет. — Что вы, я только что был у него. Он прекрасно себя чувствует, голос звучит чу­ десно, и ваши волнения напрасны. Но к концу второго акта певец почув­ ствовал боли в связках и в начале антрак­ та сообщил, что петь не сможет. Взволнованный директор позвонил на квартиру Бурлаку, но дублера дома не ока­ залось. Тучи сгущались. Но тут кто-то ска­ зал, что Бурлак уже загримирован и готов к выходу. Когда спектакль закончился, в грими­ ровочную пришел директор и сердечно по­ благодарил Ивана Павловича: — Большое вам спасибо. Вы спасла спектакль. Жаль, что я вас сразу не по­ слушал— могла выйти крупная неприят­ ность. Острый на язык Бурлак ответил: — А я рад, что вас не послушал — вы­ звал такси, незаметно прошел в гримиро­ вочную и попросил втайне от всех подгото­ вить меня к спектаклю. — Но как вы узнали, слушая трансля­ цию, что солист не допоет спектакля, если он и сам этого не чувствовал? — Не знаю,— откровенно признался 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2