Сибирские огни, 1967, № 7

рилью должно войти авиазвено, самолеты которого будут приобретены иа деньги, вне­ сенные артистами. Услышав об этом, се­ кретарь горкома партии Михаил Афанась­ евич Туркин спросил: — А не много ли на себя -взяли, това­ рищи? Осилите? — Мы свое решение выполним,—г отве­ тил кто-то из артистов.— Обязательно вы­ полним... если, конечно, нам поможет гор­ ком. — Какая же вам нужна помощь? — Пусть нам предоставят помещение дворца культуры. Мы пригласим москов­ ских артистов, выступим сами и соберем на три самолета! Дворец культуры филармония получила на несколько дней в свое распоряжение. Дело было за гостями. Между тем, поезд опаздывал. От Мос­ квы до Рыбинска рукой подать, а москви­ чей нет и нет. До концерта оставались считанные минуты, когда долгожданный поезд подошел к платформе. Артистам при­ шлось ехать прямо с вокзала на сцену. Уже по дороге они рассказали встречаю­ щим, что в пути их состав дважды обстре­ ливали и бомбили фашистские самолеты. Пострадал только один человек —конфе­ рансье: выпрыгивая из вагона, он вывих­ нул ногу и не мог ступить шагу. Зал был полон. Точнее, он был даже пе­ реполнен, набит битком — всем хотелось и посмотреть искусство московских гостей и внести свою — пусть маленькую — лепту в строительство боевых самолетов. Но пред­ ставление начинать было нельзя —некому вести концерт. И тут с особой остротой каждый почув­ ствовал, как велика роль конферансье: ведь он в большой мере определял «лицо» кон­ церта, его облик, именно он соединял в од­ но целое самые разнородные номера. — Может быть, найдется какой-нибудь артист местной драмы?— спрашивал Сер­ гей Иванович Мигай, не терявший надежды на благополучную развязку. Весть о непредвиденном затруднении об­ летела весь зал. Но помочь никто не мог. Вдруг Сергей Иванович, нервно мерив­ ший шагами администраторскую, бесцере­ монно отодвинул рукой оказавшегося перед ним человека и стал пристально вгляды­ ваться в женщину, подошедшую к двери. На лице артиста было написано недоуме­ ние, удивление, растерянность, радость. Женщина со сдержанной улыбкой, словно спрашивая, узнает ли он ее, смотрела на Сергея Ивановича. — Наташа, милая Наташа, ты ли это? — Я,— отвечала женщина.—Услышала о вашем горе — решила помочь. — Отлично! Начинаем концерт. Объяви­ те, что нашу программу поведет заслужен­ ная артистка РСФСР Наталья Ильинична Сац. — Но у меня нет туалета! — Это не беда,— заметил директор фи­ лармонии, который только теперь поверил в успешное завершение этой истории.— Здесь есть театральный гардероб, сейчас мы подберем любое платье, туфли и все, что может понадобиться. Нежданная избавительница пошла пере­ одеваться. И только сейчас Сергей Ивано­ вич задумался: как здесь оказалась На­ талья Сац? Ее знали все театральные работники Москвы. Дочь известного композитора Ильи Са­ да, писавшего музыку к спектаклям Мо­ сковского художественного театра (в част­ ности, для «летящей» уже более полувека знаменитой «Синей птицы»), Наташа полу­ чила разностороннее образование. Она орга­ низовала первый в то время в стране дет­ ский театр — прародитель всех советских ТЮЗов. Режиссерские работы Натальи Ильиничны отличались большой культурой, выдумкой, оригинальностью. В 1937 году Наталья Ильинична по ложному обвинению была арестована. С тех пор С. И. Мигай ничего не знал о ней... А концерт шел своим чередом, шел с огромным успехом. Программу Наталья Ильинична вела непринужденно, весело, она словно излучала радость встречи с ты­ сячью пришедших на представление людей. Зрители чувствовали это и отвечали вза­ имностью. Аплодисменты с каждым номе­ ром звучали все дольше и горячей. И вот что удивительно: на ходу импровизируя, артистка сумела на редкость естественно сочетать эстрадную легкость с патетикой, когда говорила о войне, о мужестве народа, о грозных испытаниях, выпавших на долю советских людей, о самолетах, которые обязательно будут построены на собранные деньги. Когда занавес закрылся, Сергей Ивано­ вич подошел к Наталье Ильиничне и дру­ жески поцеловал ее в лоб: -—■А теперь рассказывай, что и как? Рад, что у тебя все благополучно кончи­ лось. Где ты работаешь, когда думаешь вернуться в Москву? — Рассказывать, собственно говоря, не­ чего. У меня огромнейшая просьба — сроч­ но на вашей машине доставьте меня в ла­ герь для заключенных. Увидев изумленное лицо собеседника, Наталья Ильинична пояснила: — Дело в том, что я по делам нашей самодеятельности (она так просто и ока­ зала «нашей», то есть — лагерной) приез­ жала с конвоиром в город. Во время бом­ бежки конвоир логиб. Увидела афишу — не выдержала: дай, думаю, зайду хоть на ми­ нуту, а уж потом — в милицию. И зашла. А у вас конферансье нет. Я и решила вас выручить. Теперь же мне пора возвращать­ ся,— а то еще беглянкой посчитают. Молва б небывалом успехе первого кон­ церта облетела город. Пять дней огромный зал дворца культуры был переполнен — «лишний билетик» спрашивали за несколь­ ко кварталов. Директор Рыбинской филармонии за не­ 11 Сибирские огни № 7 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2