Сибирские огни, 1967, № 7
рилью должно войти авиазвено, самолеты которого будут приобретены иа деньги, вне сенные артистами. Услышав об этом, се кретарь горкома партии Михаил Афанась евич Туркин спросил: — А не много ли на себя -взяли, това рищи? Осилите? — Мы свое решение выполним,—г отве тил кто-то из артистов.— Обязательно вы полним... если, конечно, нам поможет гор ком. — Какая же вам нужна помощь? — Пусть нам предоставят помещение дворца культуры. Мы пригласим москов ских артистов, выступим сами и соберем на три самолета! Дворец культуры филармония получила на несколько дней в свое распоряжение. Дело было за гостями. Между тем, поезд опаздывал. От Мос квы до Рыбинска рукой подать, а москви чей нет и нет. До концерта оставались считанные минуты, когда долгожданный поезд подошел к платформе. Артистам при шлось ехать прямо с вокзала на сцену. Уже по дороге они рассказали встречаю щим, что в пути их состав дважды обстре ливали и бомбили фашистские самолеты. Пострадал только один человек —конфе рансье: выпрыгивая из вагона, он вывих нул ногу и не мог ступить шагу. Зал был полон. Точнее, он был даже пе реполнен, набит битком — всем хотелось и посмотреть искусство московских гостей и внести свою — пусть маленькую — лепту в строительство боевых самолетов. Но пред ставление начинать было нельзя —некому вести концерт. И тут с особой остротой каждый почув ствовал, как велика роль конферансье: ведь он в большой мере определял «лицо» кон церта, его облик, именно он соединял в од но целое самые разнородные номера. — Может быть, найдется какой-нибудь артист местной драмы?— спрашивал Сер гей Иванович Мигай, не терявший надежды на благополучную развязку. Весть о непредвиденном затруднении об летела весь зал. Но помочь никто не мог. Вдруг Сергей Иванович, нервно мерив ший шагами администраторскую, бесцере монно отодвинул рукой оказавшегося перед ним человека и стал пристально вгляды ваться в женщину, подошедшую к двери. На лице артиста было написано недоуме ние, удивление, растерянность, радость. Женщина со сдержанной улыбкой, словно спрашивая, узнает ли он ее, смотрела на Сергея Ивановича. — Наташа, милая Наташа, ты ли это? — Я,— отвечала женщина.—Услышала о вашем горе — решила помочь. — Отлично! Начинаем концерт. Объяви те, что нашу программу поведет заслужен ная артистка РСФСР Наталья Ильинична Сац. — Но у меня нет туалета! — Это не беда,— заметил директор фи лармонии, который только теперь поверил в успешное завершение этой истории.— Здесь есть театральный гардероб, сейчас мы подберем любое платье, туфли и все, что может понадобиться. Нежданная избавительница пошла пере одеваться. И только сейчас Сергей Ивано вич задумался: как здесь оказалась На талья Сац? Ее знали все театральные работники Москвы. Дочь известного композитора Ильи Са да, писавшего музыку к спектаклям Мо сковского художественного театра (в част ности, для «летящей» уже более полувека знаменитой «Синей птицы»), Наташа полу чила разностороннее образование. Она орга низовала первый в то время в стране дет ский театр — прародитель всех советских ТЮЗов. Режиссерские работы Натальи Ильиничны отличались большой культурой, выдумкой, оригинальностью. В 1937 году Наталья Ильинична по ложному обвинению была арестована. С тех пор С. И. Мигай ничего не знал о ней... А концерт шел своим чередом, шел с огромным успехом. Программу Наталья Ильинична вела непринужденно, весело, она словно излучала радость встречи с ты сячью пришедших на представление людей. Зрители чувствовали это и отвечали вза имностью. Аплодисменты с каждым номе ром звучали все дольше и горячей. И вот что удивительно: на ходу импровизируя, артистка сумела на редкость естественно сочетать эстрадную легкость с патетикой, когда говорила о войне, о мужестве народа, о грозных испытаниях, выпавших на долю советских людей, о самолетах, которые обязательно будут построены на собранные деньги. Когда занавес закрылся, Сергей Ивано вич подошел к Наталье Ильиничне и дру жески поцеловал ее в лоб: -—■А теперь рассказывай, что и как? Рад, что у тебя все благополучно кончи лось. Где ты работаешь, когда думаешь вернуться в Москву? — Рассказывать, собственно говоря, не чего. У меня огромнейшая просьба — сроч но на вашей машине доставьте меня в ла герь для заключенных. Увидев изумленное лицо собеседника, Наталья Ильинична пояснила: — Дело в том, что я по делам нашей самодеятельности (она так просто и ока зала «нашей», то есть — лагерной) приез жала с конвоиром в город. Во время бом бежки конвоир логиб. Увидела афишу — не выдержала: дай, думаю, зайду хоть на ми нуту, а уж потом — в милицию. И зашла. А у вас конферансье нет. Я и решила вас выручить. Теперь же мне пора возвращать ся,— а то еще беглянкой посчитают. Молва б небывалом успехе первого кон церта облетела город. Пять дней огромный зал дворца культуры был переполнен — «лишний билетик» спрашивали за несколь ко кварталов. Директор Рыбинской филармонии за не 11 Сибирские огни № 7 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2