Сибирские огни, 1967, № 7
выступал, но стоило сказать, что где-то нужно провести шефский концерт, как Дья ков проявлял невероятную энергию и пора зительные организаторские способности Не даром в ЦК профсоюза Рабис, в Централь ном Доме работников искусств говорили: «Если нужно организовать шефскую поезд ку на Шпицберген или на Северный по люс— обратитесь к Дьякову, он сам поедет и других увлечет». (Забегая вперед, скажу, что погиб этот человек как герой. В первые же дни Великой Отечественной войны он добровольно вступил в ополчение, в одном из боев попал, раненный, в плен и был за мучен фашистами.). ...А в тот памятный день я вместе с Дьяковым шагал по коридору. Мимо нас прошел долговязый светловолосый паренек. Дьяков прервал разговор и подозвал па ренька. — Познакомьтесь! — Слава,— представился студент. Я назвал себя. Смутившись, новый зна комый сказал, что торопится в столовую, и мы распрощались. — Хотите войти в историю? — спросил меня Дьяков. — Если не в скандальную, то очень,— пошутил я. — Организуйте этому студенту первый в его жизни концерт. Он —будущая знаме нитость, мировая известность. Я. разумеется, согласился. В этот же день на занятиях в классе профессора Нейгауза я слышал игру студен та. Он играл бегховенскую Аппассионату — играл превосходно, как зрелый музыкант, с удивительной свободой и глубиной. А вско ре состоялся и его концерт, прошедший с большим и вполне заслуженным успехом. Где-то в Рыбинском музее и сейчас должна храниться афиша, извещавшая о концерте студента Московской консервато рии. ученика профессора Генриха Густаво вича Нейгауза — Святослава Рихтера. Совсем недавно я напомнил Святославу Теофиловичу о его первом публичном вы ступлении. Напоминание оказалось излиш ним — он и так хорошо помнил тот концерт. Откровенно говоря, эту дату в первую очередь должен помнить не он, великий му зыкант современности, а я: в моей скром ной трудовой биографии это — событие, ко торым я искренне горжусь. Рассказ, услышанный в поезде Этот рассказ я услышал в не совсем обычной обстановке от замечательного со ветского композитора Дмитрия Покрасса. Коллектив эстрадного оркестра Цент рального дома культуры железнодорожни ков— им руководил Дмитрий Яковлевич Покрасс — приехал на гастроли в Барнаул. Музыканты жили в грех купированных ва гонах; своеобразным клубом служил салон- вагон. Неожиданно оркестр был вызван в Новосибирск. Все четыре вагона, стояв ших на запасном пути, прицепили к паро возу, и непредвиденное путешествие нача лось. Поезд шел без остановок, проскакивая даже большие станции: светофоры преду предительно зажигали зеленые огни. Пас сажиры гадали о причинах внезапного вы езда, но наверняка никто ничего не знал. Только на вокзале в Новосибирске встре чавший поезд администратор сказал, что завтра открывается совещание передовиков Томской железной дороги. А вечером для участников этого совещания будет дан ков- церт прославленного эстрадного коллектива. — Почему же мы приехали отдельным поездом? — Очень просто: с товарным соста вом —ненадежно, можно опоздать. К пао- сажирскому поезду четыре вагона не прице пить —перегруз. Поэтому и выделили спе циальный локомотив. Узнав новости, артисты возвратились в вагоны. Прозодник приготовил крепкий ко фе. Вспоминались эпизоды поездки, звуча ли шутки. Тут-то я и услышал рассхаэ Дмитрия Покрасса о его детстве. — Представьте себе дореволюционный Киев. Я рос вместе с братьями — Самуи лом, Даниилом и Аркадием. Должен вам сказать, что многочисленная семья будущих композиторов еле сводила концы с конца ми. Мы, дети, по мере своих сил старались помочь старшим, продавая свои произве дения местному издателю Ковальскому. Те произведения, которые ему особенно нравились, он покупал вместе с правом ав торства, и в таких случаях гонорар, разу меется, значительно увеличивался. Однажды мы с Самуилом принесли Ко вальскому новый романс. Издатель посмот рел ноты и тут же пригласил нас к роялю. Самуил пел своим детским альтом, я ак компанировал. В это время к магазину подкатил ши карный экипаж и из него вышла нарядная дама. Она дослушала пение и спросила Ковальского: — Кто автор этого чудесного романса? Ковальский бросил выразительный взгляд в нашу сторону, и мы ретировались в даль ний угол. Почтительно склонившись перед посетительницей, издатель ответил: — Я. — Я хочу купить у вас ноты. — Будьте добры. Я прикажу их пе реписать, завтра будет готово. — Хорошо, завтра я пришлю за ними лакея. Дама, даже не удостоив нас взглядом, любезно кивнула Ковальскому и величе ственно удалилась. Он смотрел ей вслед, теряясь в догадках: кто же эта посетитель ница? Наконец Ковальский вспомнил пре нас; — Я покупаю у вас романс и авторство, дам 25 рублей. — Нет,— ответил я,— авторство мы не продадим. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2