Сибирские огни, 1967, № 7

япцы собрались артисты, и в их числе — Зорин и Лукацкий -- Леонид Сергеевич, что вы скажете о нашем выступлении? —спросил Зорин. — Могу и должен,— решительно отве­ тил Велесов.—Мне кажется, что вы на­ прасно поете куплеты и частушки, это не в вашем жанре, не в вашей актерской фак­ туре Присутствовавшие при беседе запроте­ стовали. — Леонид Сергеевич, вы неправы. Смот­ рите, какой успех выпал на долю этого но­ мера! — Успех успеху рознь. В данном случае он больше относится к авторам остроум­ ных куплетов, чем к исполнителям. — А почему Рудаков и Нечаев поют куплеты, а мы не должны? — У Рудакова и Нечаева это совпадает с направлением их дарования, а у вас — нет. Конец спору положил Зорин. Встав с места, он спокойно проговорил: — Вы правы, Леонид Сергеевич. Спаси­ бо за совет. Давно чувствовал неудовлетво­ ренность, но никак не мог разобраться в ее причине. Решено, с сегодняшнего дня куплеты не поем. Будем заниматься своим делом. Куплеты для нас — это легкий путь. С тех пор этот номер был снят с про­ граммы популярных артистов. В ансамбле «Юность» с большим успе­ хом выступает дуэт конферансье — Вадим Реутов и Владимир Ухин. Путь Вадима Реутова на сиену начался «с легкой руки» администратора Белесова. А дело было так. В день, когда Вадим получил диплом инженера, в доме Реуто­ вых собрались друзья — актеры театра и кино (родители Вадима были артистами Московского театра сатиры). В числе го­ стей были участники кинофильма «Свадьба с приданым», Ирина Федоровна Шаляпи­ на —дочь великого певца, старый друг до­ ма Велесов. Вера Васильева, Ирина Шаляпина пели старинные русские романсы, Олег Солюс показал юмористическую сценку без слов. Шутки и смех звучали без умолку. Виновник торжества попросил разреше­ ния прочесть короткие рассказы, вышел на середину комнаты и, не зная куда девать мешавшие ему руки, начал говорить. Лицо его было совершенно серьезным. Тем смеш­ нее было то, что Вадим рассказывал. Это не было безучастным отношением чтеца к тексту; чем серьезнее становился исполни­ тель, тем смешнее казался рассказ, Смеялись от души, долго, как говорит­ ся, до упаду. Эти минуты решили судьбу Вадима Реу­ това. — Хотите быть артистом? — спросил юношу Белесов. — Очень! —еше не веря в серьезность разговора, воскликнул Вадим.— Очень хо­ чу! — Тогда завтра выезжайте в Новоси­ бирск, поедете с бригадой местной филар­ монии на целину. Концерты состоятся в- колхозах. Не веря своим ушам (неужели все так просто!), Вадим утром услышал телефон­ ный звонок. Звонил Белесов. — Готовы к выезду? — Да, конечно. — Тогда— счастливого пути. Выезд ве­ чером, поезд шестой. Вас встретят у седь­ мого вагона... Вадим быстро завоевал симпатии зрите­ лей, нашел партнера, успешно выступал на лучших площадках города. Через год он- вернулся в Москву и. уже как артист Но­ восибирской филармонии, начал занимать­ ся в студии эстрадного искусства. Его учи­ телем стал Лев Борисович Миров — разно­ сторонний, талантливый актер, умеющий в ничего не значащих «м-да», «хе-хе», «да-да» находить такое множество оттенков, что они заменяют целые фразы. Через год Реутов вошел в ансамбль «Юность». Подобных примеров можно привести не­ мало. Многие администраторы сыграли решаю­ щую роль в судьбе артистов И трудно ска­ зать, кто чувствует себя более счастли­ вым — администратор, нашедший новое имя в искусстве, или человек, носящий это имя. Первый концерт Святослава Рихтера Позволю себе привести один факт из собственной биографии. В 1937 году я впервые вошел в здание Московской консерватории Меня перепол­ нял — употреблю громкие слова, без них тут не обойдешься —священный трепет ведь здесь, по этим коридорам, ходили Чайков­ ский и Рахманинов, Рубинштейн и Танеев, Лядов и Кюи, Нежданова и Собинов, став­ шие славой русского музыкального искус­ ства. Но дело есть дело — и выполнять его нужно: я приехал с предложением органи­ зовать первый в стране университет музы­ кальной культуры для строителей Рыбин­ ской ГЭС. Встреча с Александром Борисовичем Гольденвейзером и Генрихом Густавовичем Нейгаузом, профессорами консерватории Абрамом Борисовичем Дьяковым и Ива­ ном Ивановичем Любимовым закончилась очень радостно для меня — все они одобри­ ли замысел. Завершить разговор, догово­ риться обо всем конкретно я должен был с заместителем директора консерватории Дья­ ковым. Мне было известно, что авторитет Дья­ кова незыблем, что студенты его очень любят и идут к нему с открытой душой. Полушутливо Дьякова называли гениаль­ ным устроителем шефских концертов. Он и в самом деле в платных концертах почти не 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2