Сибирские огни, 1967, № 7
поэт посвятил несколько строк в поэме «Хо рошо» Многие артисты старшего поколения тепло вспоминают своих администраторов, которые радовались успехам и славе своих «подопечных», как будто это была их сла ва, их успехи. Администраторы дореволюционных вре мен самостоятельно решали судьбы целых театральных коллективов, от предприимчи вости и находчивости администратора за висело — будет жить труппа или распадет ся. Администратору актеры вверяли свои судьбы в полном смысле слова —неудачные гастроли приводили к бедствиям, нишете. И, конечно, у каждого администратора бы ли снои взгляды на дело, были свои прие мы, сьои «секреты»... Концерты и... престольные праздники Вот какую историю я услышал от Ми хаила Васильевича Басманова. Басманова неожиданно вызвал градона чальник (это было в Николаеве) и попро сил устроить концерт певцу, басу Н.— обладателю могучего голоса, но заурядно му артисту. — Н. со мной уже разговаривал, я ему сказал: в Николаеве он сборов не сделает. — Все убытки возмешу я,—ответил градоначальник, ярый поклонник этого пев ца.— Я и программу составлю сам. Делать нечего — пришлось взяться за подготовку. Город был увешан яркой и броской рекламой, газета дала объявление, но к началу концерта было продано всего четыре билета. Заносчивый и тщеславный Н. был удивлен —ему не помогло даже по кровительство градоначальника! Концерт отменили. А на другой день в номер гости ницы к Басманову пришел удрученный Н. — Почему певцы, ничуть не лучше меня, делают сборы, а я —нет? — спросил Н. Басманов увидел перед собой другого Н.— с него слетело и высокомерие, и занос чивость. Он даже внешне изменился. Тогда, вздохнув, Басманов сказал: — Я могу предложить вам интересный и длительный ангажемент, но при непре менном условии: не вмешиваться в мои де ла и не искать протекции у высокопостав ленных лиц... Н. искренне согласился и просил изви нить его за высокомерие. Гастроли прошли успешно, сборы были хорошими, и артист поверил в себя, в свои возможности. Но эта вера не имела ничего общего с прежней глупой самоуверенно стью Миновали голы. Н. стал известным пев цом и, встретившись в Москве с Басмано вым. спросил: — А\ихаил Васильевич, почему я не сде лал сборов в Николаеве, почему вы прого рели на моем концерте? — Я не прогорел,— улыбнулся Басма нов,— мне все убытки возместил градона чальник. А что разойдется не более десятка билетов, я знал точно, — Почему? — Да ведь концерт приходился на пер вый день пасхи, а в Николаеве публика на божная. в этот день пусть хоть сам Карузо поет, никто в театр не заявится. Решил я вас проучить, чтобы не делали вы карьеру через градоначальников... да и градона чальника хотелось наказать покрепче. Кста ти, программу он составил на редкость безвкусную — она могла понравиться лишь ему, а не зрителям. — Хитро...— гудит Н,—А как вы у Афанасьева пари выиграли? — Откуда вы это знаете? — Мне рассказывал Леонид Витальевич Собинов. — Не стоит вспоминать... — Расскажите, расскажите,— стал упра шивать И., и Басманов слался. — Я и Афанасьев проводили, как тогда говорилось, гастроли Собинова. Афанасьев составил план гастролей и принес Собино ву. Я предложил вычеркнуть Кострому. Афанасьев начал возражать. — Не будет в Костроме сборов,— гово рю я. — Почему же не будет? — упорствовал Афанасьев. Дошло дело до пари. А когда Собинов и я были в Ярославле, принесли телеграм му от Афанасьева из Костромы: «Не при езжайте, концерты отменили». — Значит, пари выиграли? — усмехнулся Собинов. — Конечно, выиграл,— отвечаю я.— Как же не выиграть: в эти дни костромичи от мечают престольный праздник, вся Костро ма пьянствует, там не до концерта. И я показал Собинову записную книж ку, в которую аккуратнейшим образом бы ли занесены даты престольных праздников всех городов России. — Где вы взяли такие сведения? — Один из чиновников святейшего Си нода проиграл мне в бильярд... Администратор Л. С. Белесов Пора перейти к нашим дням. Должно быть немногие знают Л. С. Бе- лесова. Человек вполне современный, он знает все тонкости и премудрости админи страторов старой школы. Актера он не то что быстро узнает, а даже, хочется ска зать, чувствует с первого взгляда. Белесов не любит пышных фраз, избегает театраль ной терминологии. Его замечания всегда были точны, метки и на редкость убеди тельны. При этом Белесов умеет делать свое любое, даже резкое по сути замечание необидным, не затрагивающим самолюбия актера. Как-то после концерта в номере гости-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2