Сибирские огни, 1967, № 7

поэт посвятил несколько строк в поэме «Хо­ рошо» Многие артисты старшего поколения тепло вспоминают своих администраторов, которые радовались успехам и славе своих «подопечных», как будто это была их сла­ ва, их успехи. Администраторы дореволюционных вре­ мен самостоятельно решали судьбы целых театральных коллективов, от предприимчи­ вости и находчивости администратора за­ висело — будет жить труппа или распадет­ ся. Администратору актеры вверяли свои судьбы в полном смысле слова —неудачные гастроли приводили к бедствиям, нишете. И, конечно, у каждого администратора бы­ ли снои взгляды на дело, были свои прие­ мы, сьои «секреты»... Концерты и... престольные праздники Вот какую историю я услышал от Ми­ хаила Васильевича Басманова. Басманова неожиданно вызвал градона­ чальник (это было в Николаеве) и попро­ сил устроить концерт певцу, басу Н.— обладателю могучего голоса, но заурядно­ му артисту. — Н. со мной уже разговаривал, я ему сказал: в Николаеве он сборов не сделает. — Все убытки возмешу я,—ответил градоначальник, ярый поклонник этого пев­ ца.— Я и программу составлю сам. Делать нечего — пришлось взяться за подготовку. Город был увешан яркой и броской рекламой, газета дала объявление, но к началу концерта было продано всего четыре билета. Заносчивый и тщеславный Н. был удивлен —ему не помогло даже по­ кровительство градоначальника! Концерт отменили. А на другой день в номер гости­ ницы к Басманову пришел удрученный Н. — Почему певцы, ничуть не лучше меня, делают сборы, а я —нет? — спросил Н. Басманов увидел перед собой другого Н.— с него слетело и высокомерие, и занос­ чивость. Он даже внешне изменился. Тогда, вздохнув, Басманов сказал: — Я могу предложить вам интересный и длительный ангажемент, но при непре­ менном условии: не вмешиваться в мои де­ ла и не искать протекции у высокопостав­ ленных лиц... Н. искренне согласился и просил изви­ нить его за высокомерие. Гастроли прошли успешно, сборы были хорошими, и артист поверил в себя, в свои возможности. Но эта вера не имела ничего общего с прежней глупой самоуверенно­ стью Миновали голы. Н. стал известным пев­ цом и, встретившись в Москве с Басмано­ вым. спросил: — А\ихаил Васильевич, почему я не сде­ лал сборов в Николаеве, почему вы прого­ рели на моем концерте? — Я не прогорел,— улыбнулся Басма­ нов,— мне все убытки возместил градона­ чальник. А что разойдется не более десятка билетов, я знал точно, — Почему? — Да ведь концерт приходился на пер­ вый день пасхи, а в Николаеве публика на­ божная. в этот день пусть хоть сам Карузо поет, никто в театр не заявится. Решил я вас проучить, чтобы не делали вы карьеру через градоначальников... да и градона­ чальника хотелось наказать покрепче. Кста­ ти, программу он составил на редкость безвкусную — она могла понравиться лишь ему, а не зрителям. — Хитро...— гудит Н,—А как вы у Афанасьева пари выиграли? — Откуда вы это знаете? — Мне рассказывал Леонид Витальевич Собинов. — Не стоит вспоминать... — Расскажите, расскажите,— стал упра­ шивать И., и Басманов слался. — Я и Афанасьев проводили, как тогда говорилось, гастроли Собинова. Афанасьев составил план гастролей и принес Собино­ ву. Я предложил вычеркнуть Кострому. Афанасьев начал возражать. — Не будет в Костроме сборов,— гово­ рю я. — Почему же не будет? — упорствовал Афанасьев. Дошло дело до пари. А когда Собинов и я были в Ярославле, принесли телеграм­ му от Афанасьева из Костромы: «Не при­ езжайте, концерты отменили». — Значит, пари выиграли? — усмехнулся Собинов. — Конечно, выиграл,— отвечаю я.— Как же не выиграть: в эти дни костромичи от­ мечают престольный праздник, вся Костро­ ма пьянствует, там не до концерта. И я показал Собинову записную книж­ ку, в которую аккуратнейшим образом бы­ ли занесены даты престольных праздников всех городов России. — Где вы взяли такие сведения? — Один из чиновников святейшего Си­ нода проиграл мне в бильярд... Администратор Л. С. Белесов Пора перейти к нашим дням. Должно быть немногие знают Л. С. Бе- лесова. Человек вполне современный, он знает все тонкости и премудрости админи­ страторов старой школы. Актера он не то что быстро узнает, а даже, хочется ска­ зать, чувствует с первого взгляда. Белесов не любит пышных фраз, избегает театраль­ ной терминологии. Его замечания всегда были точны, метки и на редкость убеди­ тельны. При этом Белесов умеет делать свое любое, даже резкое по сути замечание необидным, не затрагивающим самолюбия актера. Как-то после концерта в номере гости-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2