Сибирские огни, 1967, № 7

ИСКУССТВО II. БЕСПРОЗВАННЫЙ Записки театрального администратора ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Записки театрального администратора... А что, собственно, делает этот администра­ тор? К чему сводится его роль? Выписать контрамарку и дать распоряжение начинать концерт или задержать его на несколько минут7* О чем может рассказать театраль­ ный администратор? Предвижу такие вопросы, и поэтому, рискуя навлечь на себя обвинение — то ли в нескромности, то ли в желании преувели­ чить роль своей должности,— начну с «раз­ мышлений вслух» и воспоминаний. Наде­ юсь, что читатели, у которых хватит терпе­ ния дочитать до конца, по-другому станут смотреть на человека, сидящего за столом админигтратопа — На полевом аэродроме приземлился наш самолет, весь изрешеченный пулями и осколками зенитных снарядов,— вспоминал известный чтец Сергей Михайлович Бала­ шов.— Пилот, едва ступив на твердую зем­ лю, бросился обнимать подошедшего офице­ ра в промасленном комбинезоне. Я видел эгу сиену и не мог понять, за что пилот, только что возвратившийся из боя, так горячо благодарит товарища, оставшегося на земле. Стоявший рядом со мной полковник пояснил: — Это офицер БАО —батальона аэро­ дромного обслуживания. От работников БАО во многом зависит успех боя и жизни экипажа самолета. Ведь они готовят маши­ ну к полету. Почему летчик сумел спасти экипаж и машину? Да потому, что, вся в пробоинах, она летела. Конечно, нельзя сбрасывать со счета конструктивные каче­ ства самолета, мужество и искусство лет­ чика, но в очень большой степени многое завы ит и от БАО. Свой рассказ артист закончил неожидан­ но сравнением: — То же можно сказать о людях, кото­ рых не видит зритель, даже порой не по­ дозревает об их существовании. Они не принимают непосредственного участия в концерте, не выходят на поклон, но от них во многом зависит успех каждого испол­ нителя, успех всего представления. Мне кажется, что Сергей Балашов глу­ боко прав: концертные и театральные адми­ нистраторы — это люди, не пожинающие лавров, но «обеспечивающие» их актеру. Старейший импрессарио, создатель од­ ного из лучших театров дореволюционной России, Ф. Корш любил говорить: — Первый сбор делает администратор, умеющий рекламировать и привлекать вни­ мание к премьере,— и добавлял, обращаясь к актерам: — А уже дальше все зависит от вас, братушки! Корш начал свою деятельность как гар­ деробщик театра, а закончил — его владель­ цем. Самозабвенная любовь к искусству, а не стяжательство хозяйчика позволили ему создать театр, на сиене которого выступа­ ли лучшие актеры России, и среди них — несравненная Комиссаржевекая. Откуда было такое гонкое понимание искусства у этого полуграмотного чело­ века? —задавали себе вопрос многие Ведь он подбирал труппу, определял репертуар театра. Корш был самородок, каких Россия зна­ ла немало. Завидную роль в формировании вкусов Шаляпина сыграл его администратор Исаи Дворишин. Он делал свое важное дело, на­ ходясь всегда в тени. Известно дружеское отношение В Мая­ ковского к организатору его поездок по стране Павлу Ильичу Лавуту, которому 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2