Сибирские огни, 1967, № 7

прошлом Забайкалья мне привелось позна­ комиться в Москве с А. И Поповым. Он оказался настоящим кладезем сведений о старой Сибири. Человек величайшей скром­ ности, он сравнительно мало известен, хотя в свое время много сделал как библиограф и литератор. Он родился в Кяхте в 1886 го­ ду. Его дед — А. М. Лушников—был уче­ ником и другом декабристов. Поэтому дет­ ство Шумы — так в семье звали Александ­ ра — прошло в атмосфере особого уважения к «пионерам свободы» и вообще к полити­ ческим изгнанникам. К ним ведь принадле­ жал и отец Шумы, административно вы­ сланный в Кяхту в 1885 году. У А. М. Лушникова в особом сундуке на­ ходились какие-то крайне важные бумаги, которые он берег со всей тщательностью, завещая открыть их тайну лишь через 50 лет после своей смерти, т. е. в 1951 г. Шума был свидетелем того, как дед передавал близким ключ от заветного сундука. В 1918 году ар­ хив Лушникова в Кяхте погиб, исчез и сун­ дук... По семейным преданиям в нем хра­ нились: «Дневник» Н. А. Бестужева, не­ сколько его рукописей, воспоминания М. А. Бестужева и масса писем разных лиц (декабристов, Н. М Ядринцева, Г. Н. Потанина и др.). Мать Шумы — Вера Алексеевна Лушни­ кова (Попова)— училась на Бестужевских курсах, оказывала помощь народовольцам. В Париже близко познакомилась с П. Л. Лавровым и многими эмигрантами. В Сиби­ ри занималась педагогической деятельно­ стью, была секретарем «Восточного обозре­ ния», сотрудничала в ряде сибирских изда­ ний (в Томске в 1916 г. вышла ее сатириче­ ская сказка «Грехопадение»), Трагиче­ ски погибла в 1927 году в Москве. А. И. Попов окончил Иркутскую гимна­ зию, учился на юридическом факультете Пе­ тербургского, а затем Московского универ­ ситетов. Печататься начал с 1900 года в «Восточном обозрении» (перевод рассказа Г. Мопассана «Дуэль», статья «А. П. Чехов о Сибири», библиографические обзоры и хроника). После переезда в Петербург А. И. Попов был корреспондентом газет «Байкал», «Даурский край», а с 1909 года из Москвы писал в «Сибирь», «Сибирскую жизнь». Сотрудничал он и в московских из­ даниях (журналы «Путь», «Женское дело», газеты «Народная молва», «Газетка-грош» и др.). В советское время А. И. Попов рабо­ тал во Всесоюзной книжной палате и в Би­ блиотеке им. Ленина, занимался библиогра­ фией и сотрудничал в журналах «Красный архив», «Каторга и ссылка», «Под знаменем марксизма», в сборниках народовольцев, в «Большой советской энциклопедии» и в «Си­ бирской советской энциклопедии» (около 100 библиографн шских статей). Несмотря на ухудшение здоровья и поч­ тенный возраст, А. И. Попов до последнего времени (он умер в ноябре 1966 года) ин­ тересовался Сибирью и охотно делился сво­ ими знаниями о ее прошлом. Он подарил Кяхтинскому музею (одним из основателей которого был И. И. Попов) значительную часть сохраненного им художественного на­ следия А. М. Лушникова и помог восстано­ вить план дома своего деда в Кяхте. Этот дом посещали декабристы, путешественники и ученые, следовавшие в Монголию, и сей­ час в нем предполагается открыть музей. Беседы с А. И. Поповым и его письма, полные внимания и дружеского расположе­ ния, помогли выяснить многие вопросы био­ библиографии Сибири. Но сам Александр Иванович считал самой крупной своей ра­ ботой летопись жизни и библиографию М. Ю. Лермонтова. Это, действительно, бы­ ла очень внушительная картотека. Алек­ сандр Иванович познакомил меня с остав­ шимися бумагами отца, в том числе — с рукописью третьего и четвертого томов «Минувшего и пережитого». В 1962 точу, в связи со столетием со дня рождения И. И Попова, появилась надежда на издание его мемуаров. Листы рукописи удалось собрать почти полностью, многие рукописные встав­ ки — перепечатать на машинке Но хлопоты- не дали результатов. И снова рукописи по­ пали на полку забытых Между тем, в них много совсем неизвестного. Особенно инте­ ресны для сибиряков «Записки редактора». Попытаемся кратко рассказать о содер­ жании этих «Записок», касаясь хотя бы наиболее важных глав. Как уже было сказано, в 1894 году Н. М. Ядринцев «усыновил» И. И. Попова,, передав ему «Восточное обозрение». В руках И И. Попова газета стала всеми признан­ ным толкователем «сибирского миросозер­ цания», заветов Ядринцева и Потанина. В течение 12 лет И. И. Попов руководил через газету общественным мнением немалой ча­ сти сибиряков и знал многое из того, что не получало гласности. Близкие дружеские связи с политически­ ми ссыльными, составлявшими основную- массу сотрудников газеты, выдержка и пзинципиальность в неравной борьбе с гу­ бернаторами, цензорами и жандармами — все это требовало гражданского мужества, сил и огромного оптимизма. Как культурный деятель и публицист, И. И. Попов никогда не забывал получен­ ного еще в юности совета Г. 3 Елисеева: «К печатному слову нужно подходить с чи­ стым сердцем и открытой душой». В этом был секрет глубокого уважения и автори­ тета, которым И. И. Попов пользовался у сибиряков, а моральные приговоры «Восточ­ ного обозрения» часто признавались «голо­ сом правду». Начало работы И. И. Попова в «Восточ­ ном обозрении» описано во втором томе «Минувшего и пережитого». Продолжение составляют двадцать глав «Записок редак­ тора», в которых действует, ве оятно. более тысячи лиц. Рукопись начинается с расска­ за о развитии «культурничества» в Сибири. Оно помешало здесь наступлению «чехов­ ских сумерек», столь,характерных для Евро­ пейской России начала 80-х годов. «Куль­ турничество» началось в Сибири еще в 70-х 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2