Сибирские огни, 1967, № 7
Мы становимся на колени и меняемся «верхними покрышками». Мороз такой, что и на минуту страшно расставаться даже и с дырова- тым тулупом. Кругом белая, белая заснеженная степь без конца и на чала. А по ней тараканьей цепочкой бежит наш обоз. . Впереди и сзади качаются пестрые дуги, шапки возчиков, еле вид ные из-за поднятых воротников, и бегущие рысцой лошади, все как одна, одинаковой сероватой заиндевевшей масти. На каждых дровнях, не счи тая ямщиков, по две скрюченных фигуры. Это наша агитколонна. Где-то там, на краю бесконечной белой степи, где и деревни не чаще чем через тридцать-сорок километров, наш неведомый глубинный район. Скрипят полозья... Едет агитколонна, почти совсем неизвестно куда и пока еще не очень понятно зачем. Согревшись в Колькиных «вол ках», почти задремывая, я еще и еще раз вспоминаю установки на ин структаже: «Дохнуть свежим ветром пролетарской культуры под крыши за стывшей деревни...» А так ли она застыла и с какой стороны на нее дышать? «Считать себя боевой единицей на фронте классовой борьбы. Ку лак сам по собственной охоте ликвидироваться не будет. Нужно унич тожить его как класс...» х Если борьба, да еще классовая, если кулак не хочет ликвидиро ваться, где же искать застой? И где проходит линия фронта? «Главное — хлеб. Хлеб нужно научиться брать всеми средствами агитации и другими формами воздействия. У кулака брать все до зер на. Применять трехкратку и пятикратку. У крепких серетняков требо вать выполнения условий контрактации зерна. Повсюду организовы вать хлебные красные обозы...» Кругом снег. Урожай давным-давно собран. Какие же сейчас крас ные обозы? Что понимать под другими формами воздействия? Трехкрат ку? Пятикратку? А какая между ними разница, кроме арифметической? «Повсеместно создавать коммуны и колхозы, разъясняя преиму щества коллективного труда, как основы будущего механизированного сельского хозяйства и ликвидации кулака». Вспоминается и еще одна часть инструктажа,— нам рассказали о том, что кулаки где-то переложили поближе под руку выкопанные об резы, а в отдельных селах из них стали раздаваться выстрелы по со ветской власти. И так ли уж неоспорим бесспорный аргумент показа веника или метлы, у которых каждый прутик в отдельности ломается легко, а все вместе взятые — и через колено не сломать? Механизация? А где ее хоть посмотреть? «Опираясь на бедняков и батраков, не забывать середняка...» А черт его знает, как искать, кто крепкий середняк, кто некрепкий и где их середина? «Уметь распознавать подкулачника по духу, облику и подобию...» Это уж совсем загадка. Отпотевший волчий воротник остро пахнет псиной. И начинает ка заться, что на мне шкура подкулачника и что, несмотря на это, из мель кающего мимо березового колка, одетого в сережки свисающего инея, выглядывают стволы кулацких обрезов. И как-то меньше начинает мешать под боком «телячья нога» иско лупанного тяжелого Смит-Вессона, в барабане которого, правда, только пять патронов, но все же... Оружие «на всякий случай» выдали только четырем: Кольке, мне, Саше Хахилеву и Мирону Евсеичу, почти перед самым отъездом появившемуся у нас. 12 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2