Сибирские огни, 1967, № 7
которые, сделав несколько шагов, садятся на корточки и отдыхают. Эти глаза мате рей в приемной клиники. А риск, на который он идет почти еже дневно? Не раз он видел лицо собственной смер ти. Зимой 1941—'1942 годов, когда участво вал в кавалерийском рейде под командо ванием генерала Белова по тылам врага, смерть выслеживала его в Смоленских ле сах, бросала наземь автоматными очередя ми, с визгом рушилась с неба. Что значит рисковать своей жизнью, зна ют многие. Мало приятного. Но знаете ли вы, что значит рисковать ЧУЖОЙ жизнью? О, это совсем другое! Другое хотя бы потому, что, ставя на кар ту свою собственную жизнь, тебе не при ходится садиться на кровать и, поглаживая беспомощную руку, глядя в выцветшие от болезни глаза, утешать, успокаивать, все лять бодрость и уверенность в благополуч ном исходе предстоящего, пробуждать и укреплять хорошее настроение. Уходящим на опасное, рискованное задание не всегда приходится разговаривать с любящей же ной или матерью, ловить на себе их взгля ды, полные такой надежды и такой мольбы, словно ты бог, и стоит тебе захотеть —все их горе, вся их беда развеется, как дым, как страшный сон. А знаете ли вы, как приходится хирургу выйти в приемную, к тому, кто ожидает от тебя чуда, подавлен ному, поверженному, убитому, и сказать слова, от которых в его глазах застынет ужас? И сознавая никчемность всех чело веческих слов, все-таки искать в своей опустошенной голове слова утешения... А потом еще надо вернуться в опера ционную, к своим коллегам, которые заби лись по углам, сидят, сгорбившись, опустив головы. Ты должен войти к ним уверен ным, хладнокровным, ты должен вернуть им спокойствие и веру в свои силы. Потому что если они не начнут вместе с тобой все сначала, не пойдут на новый риск... Ведь больные, изнемогающие от страданий, ждут помощи. Можно ли поддаваться уны нию, можно ли терять драгоценное время? Нет, нельзя! Так что же — только долг толкает вра^- ча на тяжкую тропу, именуемую сердечной хирургией? Да, делая последнюю сегодняш нюю операцию, он, Мешалкин, выполнял свой долг. Пусть она кончилась трагически, но ведь он сделал все, что мог. Почему же тогда нет покоя? Или, кро ме выполнения долга, еще необходимо со знание принесенной пользы? Но разве, справившись с собой сегодня, он завтра будет спокойно, уверенно гово рить со своим коллективом, возвращать его к жизни, работе и риску только во имя дол га и пользы? Несомненно, и долг, и польза очень важ ны. Но одним этим нельзя жить. Это аске тизм, а они не аскеты —живые, нормаль ные люди. Конечно, спасать жизнь людей —здесь есть эмоциональное вознаграждение: м о - влетворение, торжество, даже счастье, по ведь всего этого можно достигнуть, делая шкафы или прыгая в высоту, как Брумель, чуть ли не на два с половиной метра, т. е. не будучи причастным к боли и смерти, не рискуя чужой жизнью. Может быть, популярность? Слава? Да, и это щекочет нервы. Иногда при ятно. Иногда .мешает. Но такой же и го раздо большей славы может добиться .и артист, и писатель, и свинарь. И тем не менее Мешалкин знает, что он никогда, ни за что не бросит свою профес сию, как не бросают ее другие хирурги. * * * А в зале продолжали отсчитывать пр* себя: — Две минуты сорок пять... Три ми нуты... Руки на экране сновали, мелькали — с пинцетами, салфетками, иглодержателями. В темной глубине рассеченного сердца Ме-) шалкин молча стягивал, штопал отверстие в перегородке. — Три минуты пятнадцать... — Обратите внимание,— послышался го лос Мешалкина,— как согласованно дей ствуют руки хирурга и помощников. Если бы перчатки были разных цветов, вы заме тили бы, что они подчиняются законам ритмики. Когда операция идет на работаю щем сердце, то тогда ритм рук строго со гласуется с ритмом сердца. — Три мияуты тридцать... — Ритм рук создается интуитивно. Вна чале хирург задал необходимый темп (его решение зависит от того, сколько имеется в распоряжении времени и что нужно успеть сделать), и это теперь опрецеляет все. Хи рурги ничего не воспринимают — они толь ко видят объект операции, бессознательно чувствуют бег секунд, состояние больного и ритм. — Три минуты сорок пять.. Время приближается к критическому. Не опоздают? Успеют? Кажется, все. Нитка перерезана. Оста лось зашить рану. — Четыре минуты... Снова «плоскогубцы» прихватили свои ми длинными узкими челюстями рану, так что края разрезанной оболочки выступали наружу и с ними можно было продолжать работу. Теперь к этому зажиму все в зале относились с симпатией: знали, что хоть он действует и грубо, но надежно защемляет рану и, по-видимому, сердце, даже неза- шитое, уже можно пускать... — Четыре минуты пятнадцать... Одни руки обметывают края раны, дру гие пристраивают к сердцу какой-то новый инструмент... Потянулись и к перетяжкам на сосудах. Открывают путь крови? Нако нец-то! — Четыре йинуты тридцать! 9 Сибирские огни № 7 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2