Сибирские огни, 1967, № 7
ся прилагать значительную силу. Настоль ко значительную, что женщина, например, такую операцию выполнить не сможет. Во- вторых, сердечному хирургу приходится пребывать в чрезвычайно большом напря жении длительное время. Ну, например, сплошь и рядом случается делать опера цию в таком месте, куда рукой не добе решься— в узком отверстии, на глубине 20—25 сантиметров. Туда еле дотягива ешься иглодержателем и пинцетом, осве щенность очень плохая. Иголочка в десять миллиметров длиной, изогнутая в крутую дугу, должна точно попасть в нужное место и положить ювелирный шов: иногда необ ходимо, чтобы стежки отстояли друг от друга на 0,7—0,8 миллиметра. А нитка так тонка, что почти не видна. Такая операция даже опытному хирур гу порой кажется невыполнимой. И, тем не менее, он ее выполняет, причем работа иногда тянется и час, и два, и пять часов. И когда, наконец, все позади, долго не мо жешь унять внутренней дрожи от крайне го напряжения всех сил и чувств. Доста точно сказать, что кардиохирург за время операции теряет в весе два-три килограмма. Операция на сердце — это искусство, вы сокое исполнительское мастерство. Но в от личие от музыканта у хирурга нет нот. Он знает только основной план проведения операции, он продумал ее общий ход — все остальное он должен импровизировать. Работа на сердце идет в быстром темпе (вы это увидите сейчас на экране), пото му что промедление — потеря больного. Ритм, заданный хирургом в самом начале операции, решает ее исход. И вот на не большом пространстве в несколько квад ратных сантиметров должны работать, не сталкиваясь и не мешая друг другу две, три, даже четыре пары рук. Операционный коллектив — это не толь ко сработавшийся, но и сыгравшийся в рит ме ансамбль. Каждый должен сделать од но-два отработанных движения именно в тот момент, когда операционное поле ос вободилось на мгновение. У этого ансамб ля нет и не может быть никаких партитур. Он должен творить, импровизируя, без ди рижера и без репетиций. Чтобы понять, легко ли достигнуть та кой слаженности, научиться коллективно импровизировать, попробуйте представить себе, что получится, если вот так же нач нет импровизировать, скажем, квартет му зыкантов. Ничего ведь не получится? И тем не менее, должно получиться, ибо от это го зависит жизнь человека, доверившегося вам! Впрочем, как говорит мудрая послови ца, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот давайте и посмотрим — авария, кажется, устранена? Механик пустил аппарат. На экране по явились крупные буквы: «Оперирует про фессор Мешалкин». — Свет, свет! Погасите свет! — нетерпе ливо закричали в зале. Щелкнул выключатель, в наступившей темноте экран ожил, налился красками. Вот появился и стал приближаться к зри телям худенький бледный мальчик с сини ми губами. Он смотрел в зал устало, без различно, в углах рта, казалось, никогда не знавшего улыбки, застыла тень скорби. Темнота завздыхала, заохала женскими голосами. Мешалкин почувствовал снова раздражение. Ишь, увидели — и запричита ли. А сколько он повидал и видит ежеднев но этих синеньких! Синие руки, покраснев шие, как после долгого барахтанья в воде, глаза, темный язык и — у маленьких — такое выражение лица, словно они собра лись заплакать, да так навсегда и не смог ли, сил не хватило. А рядом еще глаза ма терей, в которых слезы перемешали и от чаяние, и покорность, и надежду. — Это — типичные симптомы синего врожденного порока сердца,—- сказал Ме шалкин о мальчике на экране. -Кадр сме нился, Евгений Николаевич поднял указ ку.— А сейчас вы видите схематические изображения сердца, пораженного пороком. Эти схемы — результат длительных иссле дований, проведенных старшим хирургом института, кандидатом медицинских наук В. И. Обуховым. Вот один из распростра ненных пороков, незаращение сердечной пе регородки. Осталось отверстие, которое хирургу и надо зашить, чтобы ликвидиро вать болезненные явления. Бывают пороки еще более сложные. Всего насчитывается более пятидесяти разновидностей пороков сердца. Для ликвидации каждого из них мировой наукой предложено несколько ме тодов и приемов. Следовательно, хирург должен изучить, отработать на животных и на трупах несколько сотен вариантов опе раций. Я уже говорил вам о тщательном иссле довании больного. Сейчас будет проводить ся такое исследование нашего пациента с помощью зондирования. Вот видите, боль ного кладут на стол рентгеноустановки. Усыпляют. А теперь через бедренную вену вводят зонд — длинный, гибкий щуп. На экране рентгеноаппарата видно, как зонд пробирается в теле больного по кровеносно му руслу к сердцу. Небольшой поворот — и зонд, его кончик в правом предсердии. Вот как хорошо видно! Теперь начинается само исследование. Зонд поворачивается, изгибается, свивается в кольцо — ощупывает внутренность серд ца. Вот нашел незаращенный участок пе регородки, проник через отверстие в дру гой желудочек. Одновременно в камерах сердца замеряется давление крови, газовый состав ее. При необходимости может быть приме нен и другой, новейший способ диагности ки— контрастирование полостей сердца углекислым газом. Его разработал квллек- тив рентгенологов нашего института под руководством кандидата медицинских наук О. С. Антонова. Оба эти опособа пвзволя- ют с большой точностью поставить диаг- 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2