Сибирские огни, 1967, № 6
•ственное исследование причин, порождаю щих такие явления. Во всяком случае, в не которых рассказах сборника «Молодые мы», написанных в безусловно реалистической манере, явно ощущается недостаток автор ской приверженности, пафоса, романтиче ской устремленности и утверждения идеа лов. В лучших произведениях делается по пытка изобразить современную жизнь во / всей ее сложности и противоречивости. Им присуще оптимистическое звучание, но в них нЛ1 и намека на то, что молодость — это сплошные удачи, победы и радости, что она у нас всегда легкая и красивая. В очень светлом, хотя и построенном на драматическом исходе, маленьком рассказе В. Распутина «Я забыл спросить у Лешки» от несчастного случая погибает хороший парень, бескорыстный, скромный, одержи мый большой мечтой, погибает в какой-то мере по вине своего начальника, «у кото рого план, он для коммунизма работает, а человек хоть подыхай». Оправдана ли его смерть, не слишком ли бессмысленны и беспощадны обстоятельства, обуславливаю щие подобные несчастья? Рассказ В. Рас путина значителен не только свежими и смелыми штрихами в обрисовке человечес ких характеров, но и постановкой этих острых общественных вопросов. Нелегких социальных и нравственных проблем касается и В. Потанин в своем рассказе «Поезда не возвращаются». Сю жет его незамысловат: случилось горе у колхозного паренька Гришки, потерял он ногу, пытаясь выручить друга из беды. С глубоким человеческим сочувствием рас крывает молодой писатель смятенную Гришкину душу, запутанные и тонкие пе реходы в его настроении от страшной тоски и отчаяния к робкой радости и надежде. Честный и доверчивый по натуре, не мог Гришка сразу понять того, что было ясно другими не выдержала горького испытания его любимая Зойка. Чтобы не мучиться с искалеченным, она уехала по комсомоль ской путевке на дальний север строить но вые города. А «люди говорят, что она к нам уже не вернется. Что путевка ее — так, завеса. А уехала она просто от Гриш ки, чтобы с ним никогда не встречаться. И сбежать из деревни решила красиво. Че го не бежать-то: путевку дали, с музыкой проводили — беги, матушка! Сколько их таких-то — мол, на передний край рвемся, а сами из деревни бегут, родное гнездо бросают, дедовы могилки»... Личное несча стье молодого колхозника неотделимо от гражданских волнений и раздумий автора. Не одна Зойка улетела из «скучного» род ного гнезда «к сладкому житью». Пустеет деревня, утрачивается кровная крестьянская связь с землей. Где же выход? Тем отчетливее и весомее выглядит на этом почти безлюдном фоне одинокая фи гура парня с костылем, быстро шагающего домой от железнодорожной станции, где он напрасно ожидал Зойку, еще надеясь на ее возвращение. Он уходит не сломленный и сильный, не принимающий обмана и ж а лости, скрывающий от людей свою боль. Не претендуя на важные открытия и обобщения, авторы сборника «Молодые мы» знакомят нас с некоторыми новыми об стоятельствами нашей жизни, дают их не ожиданно новое освещение. К простым и, может быть, уже известным истинам они приходят собственными путями, не без тру да и даже не без потерь, пропустив явле ния и события окружающей жизни, через свое сердце, через ум и совесть молодого человека наших дней. Они стремятся про никнуть за ту правду фактов жизни и че ловеческих характеров, которая лежит на поверхности. Вот, скажем, Феня из рассказа Г. Со- лодникова «Веселая женщина». Красивая медсестра из госпиталя каждый свободный час проводит в гулянках в своем флигеле. Но вдруг погиб ее сын Владька, и перед нами — сразу преобразившаяся, усталая женщина, поблекшая, с невидящим взгля дом. Под раскрашенной личиной «веселой женщины», оказывается, жила глубоко лю бящая душа, а «веселье» ее — не было ли оно следствием неустроенности и неудов летворенности в жизни, следствием каких- то неразрешенных противоречий в тайниках женской души? , Молодому поколению военных лет по священ рассказ Д. Сергеева «Счастливцы сор.ок второго года». Кто же они, эти сча стливцы? Мужчины, покалеченные в вой ну и оставшиеся в живых. Очень больно им было расставаться и с любовью, и нор мальной человеческой жизнью. Но жили они не болью своей, а суровой жизнью страны, фронта, и в самых нечеловеческих условиях сохраняли свои человеческие ка чества, свою нравственную чистоту, всем своим поведением отрицая мораль, вернее, ее отсутствие, у таких, как ничем не брез гующий во имя своего спасения капитан Зуйцев. В этом, главном, перекликаются между собой поколения молодежи тех лет и нашего времени, хотя они совершенно различны и в конкретных судьбах, и в де талях быта, и в ритме и етиле жизни. Рассказы сборника не 'одинаковы по уровню и приемам художественного ма стерства. В одних—достаточно живо и яр ко обрисованы характеры, но ле проявле на основная мысль. В других — мысль слишком тенденциозна при не очень искус ном ее образном воплощении. В некоторых случаях недостаток мастерства выражает ся в пристрастии к метафоричности — она выглядит самодельной; например, на стра нице 43 в одном абзаце нагромождено не мало разноплановых образов: здесь и обильные олицетворения («Солнце не вы держало и ушло», «Не в силах помочь нам, оно упало за лес», «Ему было жаль нас» и т. д.), и пестрые сравнения («День, «свернувшись шариком, укатился...», «Небо, как халат фокусника, горело звездами...» / и т . п.). 183 А А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2