Сибирские огни, 1967, № 6
всегда есть преимущество — только от них самих зависит качество, они сами обеспе чивают направление, скорость и глубину «пахоты». Это преимущество тюменский пи сатель использовал не вполне — может быть, потому, что это не только преимуще ство, но и трудность — идти целиной. Ф Я н о в с к а я КНИГА МОЛОДЫХ « ЛД олодые мы»1— это. ли не заманчивое * * название для сборника рассказов, отобранных на Читинском и Кемеровском семинарах молодых писателей Урала, Сиби ри и Дальнего Востока! Оно звучит не без задора, как и все в творчестве 14 авторов, представленных под одной обложкой. Не без задора, хотя — увы! — и не без за доринок пишут о нелегких буднях своих сверстников строители и шахтеры, геологи и рыбаки, полярники и топографы, еще не овладевшие в достаточной мере профессио нальными писательскими секретами, но знаю щие жизнь и борьбу не понаслышке и не лишенные художественных дарований. Зна нию своего дела, собственному трудовому и нравственному опыту авторы сборника и обязаны прежде всего несомненными до стоинствами наиболее зрелых своих произ ведений: не надуманным, а выстраданным содержанием, самостоятельностью и актив ностью авторской позиции, духовной и эмо циональной насыщенностью. Почти во всех рассказах сборника веет свежий таежный ветер. Он, этот «ветер сибирской тайги, настоянный на хвое и светлой смоле», навсегда покорил славного парня Захара, героя одного из рассказов Г. Машкина. Захар убежден, что только таежный ветер может выдуть из его косто чек проклятые шестьсот рентген, которые он схватил во время катастрофы в штреке; и жаль волевому и жизнерадостному парню, что нет с ним его друга Сашко. «Если б Сашко не бросился на вентиль, они оба выжили б... На двоих — тысяча восемьсот рентген. Это по девятьсот рентген на каж дого. Всего по девятьсот, и они вместе уехали бы в Братск. Как вместе пасли коз, ловили красноперок, решали «контрошки», грезили охотничьими тропами Сибири, ру били уголь в одном забое и однажды при готовились умереть в обрушившемся штре ке. Эх, Сашко, и тут вырвались бы из рук костлявой, не возьми ты весь пар на себя. 1 Молодые мы. Сборник рассказов. М., «Моло дая гвардия», 1966. Варили бы вместе на этой верхотуре пе рекрытия». Хвойный ветер, звуки, краски и запахи тайги, море, воздух и солнце существуют не сами по себе, а в их соотношении с че ловеком, в сфере его переживаний, мыслей и чувств. Человек испытывает радость от общения с природой, удивляется чудесам жизни, из которых самое большое чудо — он сам. Но он не может не идти дальше удивления и радости. Для этого он слиш ком любознателен и пытлив. И если в нем над исследователем и романтиком хоть на миг победит равнодушный деляга и скептик, его до конца дней не перестанет мучить раскаяние, как это случилось с лирическим героем рассказа А. Якубовского «Сожале ние». Утверждая радость от общения с при родой, удивляясь ее многообразию и силе благотворного влияния, молодые писатели отнюдь Не пытаются нас уверить, что тай га и ветер безусловно очищают и облаго раживают человека, превращают ' уродли вую душу в прекрасную. Когда тринадца тилетний пацан из рассказа Ю. Рослого «Сенькин патрон» впервые постигает зако ны человеческих отношений, он с горечью обнаруживает, что на свете есть не только добрые люди, те, что, покидая в тайге зи мовье, оставляют :самое необходимое дру гим, но и такие, как «нахальный» студент Николай, норовящий брать, ничего не оставляя взамен. Общение с природой та кого не переделает. И не где-нибудь, а в таежных местах прожил свою жизнь бла гообразный и отвратительный в своем хан жестве старик из рассказа В. Кононова «Первая долгая ночь». Живут меж хороших людей в нашем обществе иждивенцы и шкурники, негодяи и подлецы. И не всегда это — темные, необразованные личности, как кононовский таежный старик. Не менее безобразен герой рассказа Г. Машкина «Обратимая любовь» старший геолог пар тии Петя Суров, специалист «модерн» с пошловатой теорией и практикой «обрати мой любви»,— он, видите ли, «вообще не верит в безгрешных людей», как же не грешить ему самому? Для таких типов су ществует только одна культура — культура тела, ни о какрх «идеалах» у них и речи быть не может. Неприглядный облик Пети Сурова рчерчен писателем несколькими ли ниями живо и выразительно, без дидактич- нос’тн и морализирования, но и без глубо кого социального анализа и осмысления. Это всего-навсего еше один эскиз дипломи рованного проходимца нашего времени. Нельзя освободиться от сомнений и неудов летворенности: не слишком ли бесстраст ным оказался здесь молодой писатель, ко торого мы уже успели полюбить за его проникновенную, поэтическую повесть «Си нее море, белый пароход», сообщающую нам и правду’ факта и правду его понима ния. Читателям, особенно молодым, нужна не столько отражение различных явлений жизни, сколько их объяснение, художе- 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2