Сибирские огни, 1967, № 6

всегда есть преимущество — только от них самих зависит качество, они сами обеспе­ чивают направление, скорость и глубину «пахоты». Это преимущество тюменский пи­ сатель использовал не вполне — может быть, потому, что это не только преимуще­ ство, но и трудность — идти целиной. Ф Я н о в с к а я КНИГА МОЛОДЫХ « ЛД олодые мы»1— это. ли не заманчивое * * название для сборника рассказов, отобранных на Читинском и Кемеровском семинарах молодых писателей Урала, Сиби­ ри и Дальнего Востока! Оно звучит не без задора, как и все в творчестве 14 авторов, представленных под одной обложкой. Не без задора, хотя — увы! — и не без за­ доринок пишут о нелегких буднях своих сверстников строители и шахтеры, геологи и рыбаки, полярники и топографы, еще не овладевшие в достаточной мере профессио­ нальными писательскими секретами, но знаю­ щие жизнь и борьбу не понаслышке и не лишенные художественных дарований. Зна­ нию своего дела, собственному трудовому и нравственному опыту авторы сборника и обязаны прежде всего несомненными до­ стоинствами наиболее зрелых своих произ­ ведений: не надуманным, а выстраданным содержанием, самостоятельностью и актив­ ностью авторской позиции, духовной и эмо­ циональной насыщенностью. Почти во всех рассказах сборника веет свежий таежный ветер. Он, этот «ветер сибирской тайги, настоянный на хвое и светлой смоле», навсегда покорил славного парня Захара, героя одного из рассказов Г. Машкина. Захар убежден, что только таежный ветер может выдуть из его косто­ чек проклятые шестьсот рентген, которые он схватил во время катастрофы в штреке; и жаль волевому и жизнерадостному парню, что нет с ним его друга Сашко. «Если б Сашко не бросился на вентиль, они оба выжили б... На двоих — тысяча восемьсот рентген. Это по девятьсот рентген на каж­ дого. Всего по девятьсот, и они вместе уехали бы в Братск. Как вместе пасли коз, ловили красноперок, решали «контрошки», грезили охотничьими тропами Сибири, ру­ били уголь в одном забое и однажды при­ готовились умереть в обрушившемся штре­ ке. Эх, Сашко, и тут вырвались бы из рук костлявой, не возьми ты весь пар на себя. 1 Молодые мы. Сборник рассказов. М., «Моло­ дая гвардия», 1966. Варили бы вместе на этой верхотуре пе­ рекрытия». Хвойный ветер, звуки, краски и запахи тайги, море, воздух и солнце существуют не сами по себе, а в их соотношении с че­ ловеком, в сфере его переживаний, мыслей и чувств. Человек испытывает радость от общения с природой, удивляется чудесам жизни, из которых самое большое чудо — он сам. Но он не может не идти дальше удивления и радости. Для этого он слиш­ ком любознателен и пытлив. И если в нем над исследователем и романтиком хоть на миг победит равнодушный деляга и скептик, его до конца дней не перестанет мучить раскаяние, как это случилось с лирическим героем рассказа А. Якубовского «Сожале­ ние». Утверждая радость от общения с при­ родой, удивляясь ее многообразию и силе благотворного влияния, молодые писатели отнюдь Не пытаются нас уверить, что тай­ га и ветер безусловно очищают и облаго­ раживают человека, превращают ' уродли­ вую душу в прекрасную. Когда тринадца­ тилетний пацан из рассказа Ю. Рослого «Сенькин патрон» впервые постигает зако­ ны человеческих отношений, он с горечью обнаруживает, что на свете есть не только добрые люди, те, что, покидая в тайге зи­ мовье, оставляют :самое необходимое дру­ гим, но и такие, как «нахальный» студент Николай, норовящий брать, ничего не оставляя взамен. Общение с природой та­ кого не переделает. И не где-нибудь, а в таежных местах прожил свою жизнь бла­ гообразный и отвратительный в своем хан­ жестве старик из рассказа В. Кононова «Первая долгая ночь». Живут меж хороших людей в нашем обществе иждивенцы и шкурники, негодяи и подлецы. И не всегда это — темные, необразованные личности, как кононовский таежный старик. Не менее безобразен герой рассказа Г. Машкина «Обратимая любовь» старший геолог пар­ тии Петя Суров, специалист «модерн» с пошловатой теорией и практикой «обрати­ мой любви»,— он, видите ли, «вообще не верит в безгрешных людей», как же не грешить ему самому? Для таких типов су­ ществует только одна культура — культура тела, ни о какрх «идеалах» у них и речи быть не может. Неприглядный облик Пети Сурова рчерчен писателем несколькими ли­ ниями живо и выразительно, без дидактич- нос’тн и морализирования, но и без глубо­ кого социального анализа и осмысления. Это всего-навсего еше один эскиз дипломи­ рованного проходимца нашего времени. Нельзя освободиться от сомнений и неудов­ летворенности: не слишком ли бесстраст­ ным оказался здесь молодой писатель, ко­ торого мы уже успели полюбить за его проникновенную, поэтическую повесть «Си­ нее море, белый пароход», сообщающую нам и правду’ факта и правду его понима­ ния. Читателям, особенно молодым, нужна не столько отражение различных явлений жизни, сколько их объяснение, художе- 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2