Сибирские огни, 1967, № 6
/ лению». Перелом, рост сельскохозяйствен ного производства начался лишь осенью 1944 года. Об этом же, но своими художественны ми средствами повествует и тюменский пи сатель. Опираясь на личные впечатления, на устные и письменные рассказы земля ков, на свидетельства пожелтевших газет и документов, он добросовестно стремится выплавить из этой руды чистый металл, получить художественное единство, назы ваемое романом. Книга эта проста композиционно. Каж дая из двадцати пяти глав заключает в се бе несколько эпизодов. Каждый эпизод рас сказывает о небольшой группе героев, о рх делах и отношениях. Круг действующих лиц, нарисованных более-менее подробно, невелик. Поэтому каждая глава, охватывая почти весь этот круг, рассказывая о собы тиях в нем, о развитии отношений между героями, «двигает время» — роман можно назвать и хроникой. Пути героев пересекаются постоянно. И это естественно: они — работники рай кома партии, комсомольские вожаки, пред седатели и парторги колхозов, доярки, кузнецы, трактористы. И в этих пересече ниях открываются души людей, их судьба, их сущность. (Отметим тут же, что некото рые пересечения искусственны, слишком за метна их «литературная» задача: «вот этот герой о том сейчас расскажет»), С главным действующим лицом К. Лу- гунов знакомит на первых страницах. До бровольно (а точнее — самовольно) ушел на фронт летом 1941 года первый секретарь' Малышенокого райкома Василий Иванович Рыбаков. А через несколько месяцев, ра ненный, вернулся. Но война для него про должалась, и была она, пожалуй, не легче той, на фронте. Там было проще: либо — ты вр^ра, либо — он тебя. Здесь — ежеднев ная й еженощная круговерть разных дел, несхожих между собой людей, больших и маленьких событий, неожиданных проб лем. Характер Рыбакова — очевидная удача писателя. Секретарь райкома горяч в рабо те и строг к себе, справедлив, добр и тре бователен. Есть в нем цельность характера, проявляющаяся всюду. Основу ее Рыбаков формулирует в разговоре со Степаном Си нельниковым: — Много у нас всякого начальства. Очень много. И все они люди. Значит, мо гут ошибаться, оступаться... Но есть на зем ле одна должность... И тот, кто ее зани мает, не может рассчитывать на снисхож дение. Он должен быть чист, как роднико вая вода. И честен, безгранично честен. В честности видит Рыбаков необходи мейшее качество партработника. Есть она —приложится и все остальное. Чест ность никогда не бывает «излишней», даже тогда, когда она «себе хуже», когда Че ловек и Коммунист Рыбаков рискует всем, вплоть до смысла многотрудной своейЧкиз- ни. Но писательская удача — не, столько в этом, сколько в острой проблейности ха рактера Рыбакова. Этой чистотой и честностью силен се кретарь райкома. Силен и... одинок. Какая дружба с подчиненными? А -ведь не под чиненных вокруг— нет... Вокруг товари щи по работе, по партии. Он со многими «на ты», они с ним «на вы»... Среди них есть люди дельные, нужные, умные. Но кто друзья Василия Ивановича? Тепляков — второй секретарь? Нет, он лишь исполнитель, «безотказный работник». Полина Михайловна — третий секретарь? Она в своих человеческих заботах тоже одинока, но Рыбакову — только деловой помощник. Степан Синельников — районный вождь комсомольский? Автор посвятил разговорам Рыбакова с ним немало страниц. Степа обрисован в романе подробно и любовно. Он обожает Рыбакова, подражает ему.' Но если он несет свои заботы, тревоги и во просы к Василию Ивановичу, то Рыбако ву свои — нести некому. А груз их — по весомее, чем у Синельникова... Варя? Она хорошая жена и мать, но разговаривать ему с ней почти не о чем. Она жена, но не друг, ей всего не ска жешь. Есть любимая ’женщина, которая и пой мет, наверное, и сможет стать другом,— Настя Устава. Но она далеко, встречи с ней мимолетны, а о перспективах этих от ношений Рыбаков боится думать, отклады вая и откладывая решение до... трагиче ского конца. Но можно ли в таком случае говорить о цельности и безукоризненной честности героя? Можно! Ибо нерешительность Рыбакова в этом «личном деле» — именно от щепе тильной честности, от человеческой цельно сти,— ведь всю тяжесть этой душевной борьбы Рыбаков берет на себя, чтоб она не легла на другие плечи. И чтоб никто не посмел подуматб: «Ага, мужики на фронте, а секретарь райкома в тылу баб себе ме няет!» Трудно говорить о большом, много страничном произведении коротко — неиз бежна скороговорка, непременно останутся за рамками рецензии многие герои, внут ренние связи, достоинства и недостатки романа. Другие персонажи произведения гораз до более однолинейны и статичны — и На стя Устава, и Борис Лазарев, и Трофим Сазонов, и Лукьяныч, и Новожилова, и Федулин. Интересней их (но эсе-таки не на уровне образа Рыбакова) — Валя Кораб лев»! Вера Садовшикова и Агафья Долина (образы почти эпизодические, но точные и живые). А по детальности разработки — рядом с образом секретаря райкома можно поста вить лишь образ Богдана Даниловича Ша мова, заведующего отделом пропаганды и агитации. По психологической же мотиви- 4 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2