Сибирские огни, 1967, № 6

онных будней» В. Овечкина, остро, а по­ рой и бескомпромиссно ставившего «мест­ ные» проблемы. «Местными» они оказыва­ лись лишь по материалу, а не по значению. Последовавшие за «Районными буднями» сибирские очерки Л. Иванова и «Деревен­ ский дневник» Е. Дороша прочно закрепили за очеркистами славу первопроходцев по целине человеческой жизни. Характерно, что в центре внимания и В. Овечкина и Е. Дороша оказались наши сельские «буд­ ни», сложная ;чересполосица крестьянской жизни, непочатый источник острейших со­ временных проблем. Да оно и понятно. Долгие годы «волевого» руководства от­ разились прежде всего в сельском хозяй­ стве, породив упрощение, схематизирован­ ное представление о путях развития кол­ хозной деревни. А деревня оказалась слож­ нее. Привозной опыт, многообещающие ре­ комендации плохо уживались на ее скуд­ ной почве._ Она взрастила и свято берегла свои собственные традиции, нет, отнюдь не старорусские, а новые, советские, но свои, а не заимствованные. Доверять разуму тру­ женика, знатока-специалиста — постоянная мысль очерковой литературы последних лет. Эта мысль определяет общий настрой, основную атмосферу и нового сборника В. Мариной «Высокий берег».1 Один из че­ тырех очерков, входящих в сборник, так и назван — «Доверие!» В нем рассказано о молодом зоотехнике Ларисе Лаврентьевне, которая, окончив институт, 'приезжает в да­ лекий сибирский колхоз. Характерны впе­ чатления автора очерка, оставшиеся от пер­ вой встречи с Ларисой Лаврентьевной: «Во всем ее девичьем облике и особенно в до­ верчивых восторженных глазах было .«до­ полна» высокой романтики и великолепного незнания жизни. Все ей здесь виделось в превосходной степени, все было замеча­ тельным...» Нам понятна позиция автора — м(?огоошр 1 тного человека, любующегося ро­ мантикой молодости и уже заранее ожи­ дающего неизбежного конца, когда человек узнает о грубом несоответствии действи­ тельности своим восторженным, но отре­ шенным от жизни идеалам: «Тогда, два года назад, подумала, что трудно будет Ларисе Лаврентьевне все это узнавать и постигать. Не сбежит ли она через год, рас­ теряв все свои высокие романтические идеалы?» Но девушка не испугалась и не сбежала, столкнувшись с повседневной, да­ леко не романтической жизнью. Она нашла в себе мужество отстаивать свои идеалы, вступив в конфликт с районным руковод­ ством. Но надломилась. Рассказ заканчивается печальной нотой: «Мне было почему-то грустно. Милое лицо Ларисы Лаврентьевны стояло перед глаза­ ми округлившееся, красивое- и... погасшее». Очерк этот — всего на десяти страницах, но емкий и жизненно правдивый. Заключая 1 В. М а р и н а. Высокий берег. Очерки, Вос 1 .. Сиб. кн. изд., 1966. 178 книгу, он как бы высвечивает ее изнутри. Талант В. Мариной—светлый, глубоко поло­ жительный. Она ищет гармонию, красоту в жизни людей и природы. Недаром так щедро разбросаны в ее очерках поэтиче- > ские пейзажные зарисовки, глубоко пронизан­ ные чувством удивления и радости перед красотой сибирских мест. Но очерки ее не идилличны, а остро конфликтны, им чужд фальшивый настрой «побед и одолений». В. Марина чутка к дисгармонии обществен­ ных отношений. Как очеркист, она пишет на злободневные темы, связанные с реше­ ниями партии по вопросам сельского хо­ зяйства. Основная мысль, пафос ее очер­ ков сродни всей нашей деловой публици­ стике: показать, что хорошее решение — это лишь предпосылка успеха, нужна боль­ шая, кропотливая, повседневная работа по^ созданию нрвых принципов поведения, от­ ношения к делу. Характерны рассуждения секретаря райкома Василия Платоновича — героя очерка «Высокий берег». ,«Вы, как дети,— говорит ,он жене.— Чуть чего, сразу мартовский Пленум вспо­ минаете. Как заклинание какое от бед. Будто если решение хорошее вынесено! так все сразу станут иначе думать, правильно действовать и вообще... завтра коммунизм наступит, а они, привычки эти, стиль этот проклятый, десятилетиями складывались». И уже от себя, заканчивая очерк «Ши­ рокое», В. Марина замечает: «Нет. решения Пленума — не плацкартный билет к изо­ билию и счастью. Это оружие в борьбе, и еще немало предстоит повоевать на этом пути». Очерки В. Мариной написаны прежде ' всего о таких людях, как секретарь Илир- ского райкома Василий Платонович, о ру­ ководителях мужественных и знающих, желающих и умеющих работать по-ново­ му. Именно на их плечи легла тяжесть борьбы с теми, кто в своих действиях ру­ ководствуется старым стилем, старыми при­ вычками, «волевыми» решениями. Герои очерков — люди активные, пол­ ные решимости преодолеть любые трудно­ сти; Но это не идеализированные герои, чуждые сомнений и разочарований. Они предстают в очерках В. Мариной в дина­ мике, в процессе преодоления если не ро­ мантической восторженности, то — по край­ ней мере — неизбежной наивности горожан, не осведомленных в подлинной сложности сельской жизни. Сегодня в критике много спорят о ха­ рактере положительного героя, о том, ка­ ков он в жизни и каким его изображает литература. Находятся скептики, которые утверждают, что литература может обой­ тись и без положительного героя. Литера­ тура, пожалуй, может, а вот в жизни... О том, как порой бывает нужно, чтобы ря­ дом был человек цельный, убежденный, последовательный, говорит В. Марина в очерке «Широкое». Малограмотная Варва­ ра Петровна, «пожилая деревенская жен­ щина в аастцранной юбке и дешевой три- * I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2