Сибирские огни, 1967, № 6
онных будней» В. Овечкина, остро, а по рой и бескомпромиссно ставившего «мест ные» проблемы. «Местными» они оказыва лись лишь по материалу, а не по значению. Последовавшие за «Районными буднями» сибирские очерки Л. Иванова и «Деревен ский дневник» Е. Дороша прочно закрепили за очеркистами славу первопроходцев по целине человеческой жизни. Характерно, что в центре внимания и В. Овечкина и Е. Дороша оказались наши сельские «буд ни», сложная ;чересполосица крестьянской жизни, непочатый источник острейших со временных проблем. Да оно и понятно. Долгие годы «волевого» руководства от разились прежде всего в сельском хозяй стве, породив упрощение, схематизирован ное представление о путях развития кол хозной деревни. А деревня оказалась слож нее. Привозной опыт, многообещающие ре комендации плохо уживались на ее скуд ной почве._ Она взрастила и свято берегла свои собственные традиции, нет, отнюдь не старорусские, а новые, советские, но свои, а не заимствованные. Доверять разуму тру женика, знатока-специалиста — постоянная мысль очерковой литературы последних лет. Эта мысль определяет общий настрой, основную атмосферу и нового сборника В. Мариной «Высокий берег».1 Один из че тырех очерков, входящих в сборник, так и назван — «Доверие!» В нем рассказано о молодом зоотехнике Ларисе Лаврентьевне, которая, окончив институт, 'приезжает в да лекий сибирский колхоз. Характерны впе чатления автора очерка, оставшиеся от пер вой встречи с Ларисой Лаврентьевной: «Во всем ее девичьем облике и особенно в до верчивых восторженных глазах было .«до полна» высокой романтики и великолепного незнания жизни. Все ей здесь виделось в превосходной степени, все было замеча тельным...» Нам понятна позиция автора — м(?огоошр 1 тного человека, любующегося ро мантикой молодости и уже заранее ожи дающего неизбежного конца, когда человек узнает о грубом несоответствии действи тельности своим восторженным, но отре шенным от жизни идеалам: «Тогда, два года назад, подумала, что трудно будет Ларисе Лаврентьевне все это узнавать и постигать. Не сбежит ли она через год, рас теряв все свои высокие романтические идеалы?» Но девушка не испугалась и не сбежала, столкнувшись с повседневной, да леко не романтической жизнью. Она нашла в себе мужество отстаивать свои идеалы, вступив в конфликт с районным руковод ством. Но надломилась. Рассказ заканчивается печальной нотой: «Мне было почему-то грустно. Милое лицо Ларисы Лаврентьевны стояло перед глаза ми округлившееся, красивое- и... погасшее». Очерк этот — всего на десяти страницах, но емкий и жизненно правдивый. Заключая 1 В. М а р и н а. Высокий берег. Очерки, Вос 1 .. Сиб. кн. изд., 1966. 178 книгу, он как бы высвечивает ее изнутри. Талант В. Мариной—светлый, глубоко поло жительный. Она ищет гармонию, красоту в жизни людей и природы. Недаром так щедро разбросаны в ее очерках поэтиче- > ские пейзажные зарисовки, глубоко пронизан ные чувством удивления и радости перед красотой сибирских мест. Но очерки ее не идилличны, а остро конфликтны, им чужд фальшивый настрой «побед и одолений». В. Марина чутка к дисгармонии обществен ных отношений. Как очеркист, она пишет на злободневные темы, связанные с реше ниями партии по вопросам сельского хо зяйства. Основная мысль, пафос ее очер ков сродни всей нашей деловой публици стике: показать, что хорошее решение — это лишь предпосылка успеха, нужна боль шая, кропотливая, повседневная работа по^ созданию нрвых принципов поведения, от ношения к делу. Характерны рассуждения секретаря райкома Василия Платоновича — героя очерка «Высокий берег». ,«Вы, как дети,— говорит ,он жене.— Чуть чего, сразу мартовский Пленум вспо минаете. Как заклинание какое от бед. Будто если решение хорошее вынесено! так все сразу станут иначе думать, правильно действовать и вообще... завтра коммунизм наступит, а они, привычки эти, стиль этот проклятый, десятилетиями складывались». И уже от себя, заканчивая очерк «Ши рокое», В. Марина замечает: «Нет. решения Пленума — не плацкартный билет к изо билию и счастью. Это оружие в борьбе, и еще немало предстоит повоевать на этом пути». Очерки В. Мариной написаны прежде ' всего о таких людях, как секретарь Илир- ского райкома Василий Платонович, о ру ководителях мужественных и знающих, желающих и умеющих работать по-ново му. Именно на их плечи легла тяжесть борьбы с теми, кто в своих действиях ру ководствуется старым стилем, старыми при вычками, «волевыми» решениями. Герои очерков — люди активные, пол ные решимости преодолеть любые трудно сти; Но это не идеализированные герои, чуждые сомнений и разочарований. Они предстают в очерках В. Мариной в дина мике, в процессе преодоления если не ро мантической восторженности, то — по край ней мере — неизбежной наивности горожан, не осведомленных в подлинной сложности сельской жизни. Сегодня в критике много спорят о ха рактере положительного героя, о том, ка ков он в жизни и каким его изображает литература. Находятся скептики, которые утверждают, что литература может обой тись и без положительного героя. Литера тура, пожалуй, может, а вот в жизни... О том, как порой бывает нужно, чтобы ря дом был человек цельный, убежденный, последовательный, говорит В. Марина в очерке «Широкое». Малограмотная Варва ра Петровна, «пожилая деревенская жен щина в аастцранной юбке и дешевой три- * I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2