Сибирские огни, 1967, № 6
Через многие яркие и запоминающиеся детали проступает в романе «Философский камень» своеобразие суровой и поэтической эпохи. Почти пятьдесят лет отделяет ее от современного читателя, но как родственны и близки молодому человеку шестидесятых • годов нравственные поиски, победы и по ражения этих людей, сколь многому учит их жизненный путь! Сила воздействия лучших исторических произведений советской литературы послед них лет на читателя объясняется как раз таким умением писателя сделать материал прошлого злободневным и веским аргумен том в споре о современности. Вспоминается в связи с этим близкий по материалу «Фи лософскому камню» роман Г. Маркова «Отец и сын». Первая книга его, как извест но, появилась в момент наиболее острого накала дискуссии об отцах и детях. И как же ясно за каждой строкой романа ощу щалась тогда перекличка с сегодняшним днем. Уже название романа говорило о стремлении автора сказать свое слово о судьбах разных поколений советских лю дей. Подлинным художественным открыти ем писателя стал образ коммуниста начала двадцатых годов Быстрыкова, щедро и крупно данного в первой книге романа. Во второй книге на первый план выдзинут ду ховный преемник погибшего коммуниста, его сын Алексей. И хотя при раскрытии этого персонажа Г. Маркову не удалось удержаться на столь же высоком уровне мастерства, как при создании образа Бы- стрыкова-отца, все же книга стала веским художественным доказательством единства целей, задач и устремлений разных поко лений советских людей в их борьбе за со циализм. Сейчас пока трудно сказать, как в даль нейшем будут развернуты некоторые харак теры молодых героев С. Сартакова, ведь мы знакомы лишь с первой книгой романа. Но и теперь уже можно с достаточным осно ванием утверждать, что С. Сартакову лучше удались как раз образы молодых ге роев, несколько слабее выписаны в первой книге люди старшего поколения. Комиссар Васенин сыграл решающую роль в формировании Тимофея Бурмакина, он многое сделал для того, чтобы сыновьям не пришлось «заново открывать Америку, выдумывать колесо и ломать голову над квадратурой круга». Об этом в романе упоминается достаточно часто, осознает это и читатель. И все-таки комиссар вы глядит порою книжно, слова его нередко ввучат назидательно. Очевидно, поэтому Тимофей никак не может перейти на «ты» со своим , названым братом. Фигурально говоря, и читатель'пока не может сделать такой шаг сближения с героем, ибо не стал Васенин для этого ему достаточно близ ким. А ведь смог писатель за суровой строго стью и даже внешней сухостью Анталова показать большого Человека, настоящего коммуниста-воспитателя. И сделано это 12 Сибирские огни № 6 лаконично, просто, через ойин эпизод: Кур сант Гуськов пришел к начальнику военной школы как к старшему товарищу поделиться горем: его дядю, честного и до конца прет данного советской власти человека, объ явили в родной деревне «твердозаданцем», иначе говоря, кандидатом в кулаки. Ан талов ему в ответ: «Пиши рапорт». Об этом с горечью и рассказывает Гуськов Ти мофею, будучи уверенным, что дни его пребывания в военной школе сочтены — уволят, как родственника кулака. Но ра порт, как выясняется позже, потребовался начальнику школы для того, чтобы через ЦК добиться проверки этого факта. И вот бумага о пересмотре дела родственника курсанта Гуськова уже в сейфе Анталова, который, однако, не спешит обрадовать юношу — пусть он узнает все от своего дяди: «Курсант Гуськов должен верить в силу справедливости Советской власти вообще, а не в силу заступничества отдель ных личностей». Какой бы эпизод романа мы ни стали рассматривать, о каком бы герое «Фило софского камня» мы ни заговорили, невоз можно обойти узловой, пронизывающей весь роман проблемы —г проблемы форми рования личности. И в этом отношении книга С. Сартакова близка не только про изведениям, основанным на сибирском ма териале, но находится в самом фарватере советской литературы на довременном этапе. В самом деле, 'разве не ясно, что па фос повести С. Антонова «Разорванный рубль» не в проблеме повышения скоростей сельскохозяйственных машин (как ни странно, и такое утверждение было в кри тике), а в том же'нравственном становле нии личности. Тем, кто стоит на пороге большой жизни, адресует свой роман-до кумент «Бабий яр» А. Кузнецов. О смысле и силе жизни размышляет И. Мерас в ро мане-балладе «На чем держится мир». Свою «нелегкую одиссею» поведал моло дому читателю В. Титов в повести «Всем смертям назло». Да и много других книг, созданных советскими писателями в послед ние годы, можно бы поставить в этот ряд. Достойное место в нем займет и новое про изведение С. Сартакова «Философский ка мень». В. Э т о в ПО ГЛАВНОМУ РУСЛУ В литературе последнего десятилетия очерк занял одно из ведущих мест. Можно сказать, что все началось с «Рай- 1 7 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2