Сибирские огни, 1967, № 6
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Э. Ш и к Б ПОИСКАХ ФИЛОСОФСКОГО КАМНЯ П оисками философского камня,—не того фантастического средства, с помощью которого алхимики надеялись превратить любой металл в золото, а того мироощу щения, которое способно души человеческие делать благородными и высокими,— заняты молодые герои нового романа С. Сарта- кова «Философский камень».1 Разными путями идут в своих поисках Людмила и Виктор Рещиковы, разными средствами утверждают свою личность в жизни Тимофей Бурмакин и Володя Сво- рень. Светлой мечтой о том времени, ког да «по законам нашей, коммунистической морали станет возможным души людские делать золотыми», увлекает красногвардеец Тимофей за собою Людмилу, стоявшую на грани озлобления против всего, что ее окружало. Виктора Рещикова гражданская война забросила на чужбину, он стал те перь Вацлавом, но, судя по 'всему, в душе его сохранилась любовь к родине и стрем ление «отыскать начало самой жизни, познать, Что же такое жизнь и для чего в мире она существует». Что же касается Володи Свореня, то он склонен видеть се бя лишь исполнителем в большой работе по возведению здания нового коммунисти ческого общества: «Ну, знаешь, в этом де ле нам с тобой,— говорит он своему това рищу,— все равно достанется только глину месить. А делать из нее кирпичи, обжигать их и тем более в стены укладывать станут люди, которые нас повыше и потолковее. 1 С. С а р т а к о в. Философский камень, Ро- ман-газета, 1966, № 7„ И которые, между прочим, хорошо видят все, чего ты не видишь». Авторская датировка работы над рома ном «Философский камень» (1956—1965) говорит о том, что С. Сартаков начал пи сать эту книгу сразу же после завершения широко известного повествования о собы тиях Первой русской революции в Сибири «Хребты Саянские». Правда, в это десяти летие появилось еще несколько книг писа теля, которые обращали читателя в се годняшний день или в недавнее послевоен ное время, заинтересованно вводили в спор о молодом герое современности. С. Сарта ков не мог не сказать своего слова о нем и сказал его динамично, по-современному остро в повестях «Горный ветер», «Не от давай королеву», в романе «Ледяной клад». Нарушенным оказался привычный для нас хронологический принцип перехода от одной книги к другой. Но такова творче ская манера автора. В одном из своих ин тервью «Литературной России» С. Сарта ков говорил, что работает сразу над двумя или даже несколькими своими вещами. Именно такая «многостаночная» деятель ность больше всего по душе автору, она для него наиболее экономна и результа тивна. Конечно, дело здесь не только в склонностях писателя, его вкусах. Важнее другое: обостренное чувство времени, стра стная заинтересованность проблемами се годняшнего дня, свойственная автору. Именно это заставило, очевидно, С. Сарта- кова после завершения исторического по вествования обратиться непосредственно к современности, не оставляя работы над «днем минувшим», ведь в нем в зародыше плоды нынешнего. Так вот и получилось, что книга, наиболее близкая по материалу и проблематике роману «Хребты Саянские», оказалась отделенной от него несколькими произведениями. Но, тем не менее, «Философский ка мень» — своеобразное продолжение исто рического повествования о революции 1905 года в Сибири, роман о событиях, разворачивающихся в тех же местах на но вом историческом этапе — в годы граж данской войны, когда в самостоятельную жизнь вступали дети тех, кто боролся с са 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2