Сибирские огни, 1967, № 6

точность избранного направления выдер­ живает не всегда, и тогда на страницах журнала появляются чуждые ему вещи, вроде большой повести Б. Петрова «Золо­ тая осень». Это повествование о талантли­ вом писателе, отставшем от жизни (бог знает почему, как будто потому, что никак в творческую командировку выбраться не мог), кажется написанным лет тридцать назад. Ветха его тематика, ветхи художе­ ственные приемы. Три-то десятилетия на­ зад, может, и возможно было еще писать: «самолет, похожий на большую зеленую стрекозу», «самолет, казалось, неподвижно повис над степью», но сейчас это и для па­ родии, пожалуй, не годится. Как вы сами понимаете, писатель прозревает, приехав погостить в родную деревню. В звучном внутреннем монологе он поучает себя: «И в пятьдесят лет учатся. И маститость — не барьер от ошибок». Недостаточно пока, на мой взгляд, под­ держивают линию журнала его публици­ стический и критический разделы. Публи­ цистика «Простора» как бы растворяется между документальной прозой (большей частью интересной) и «смесью» (похожей на таковую во многих других журналах). Но литературно-художественному журналу необходимы и публицистическая статья, публицистический очерк,— при нынешнем расцвете этих жанров такую необходи­ мость, кажется, незачем доказывать. Одна­ ко в «Просторе» материалы, вроде заметок публициста Н. Верховского «Земля ждет», весьма редки. Многие серьезные народно­ хозяйственные проблемы жизни Казахста­ на проходят мимо внимания журнала, и об этом нельзя не пожалеть. Критический же раздел «Простора» до­ бросовестно и квалифицированно знако­ мит читателей с новинками казахской и русской казахстанской литературы (особое внимание обращают на себя статьи М. Ка­ ратаева, Н. Ровенского, А. Жовтиса), но настойчиво и вроде бы принципиально от­ казывается от участия в разговоре об об­ щих проблемах всей советской литерату­ ры, о наиболее значительных произведени­ ях ее, созданных за последние годы, в раз­ говоре, в который давно уже включились другие «периферийные» журналы. Здесь «Простор», смело ломающий многие не­ нужные журнальные «традиции», неожи­ данно оказывается наиболее традицион­ ным. К примеру, в статье Николая Ровен­ ского , о поэзии Олжаса Сулейменова, со­ держащей, впрочем, немало интересных наблюдений, творчество поэта сравнивает­ ся с «Болеро» Равеля, упоминаются Кип­ линг, Уитмен, Лорка, но нет и попытки оп­ ределить место Сулейменова в молодой советской поэзии. «Простор» часто публикует забытые или вовсе неизвестные у нас произведения писателей прошлых лет. Выбор таких про­ изведений, способ подачи их —дело не­ простое и ответственное. Года два назад журнал критиковался за публикацию под­ борки малоизвестных стихов О. Мандель­ штама — собственно, не за саму подборку даже, она была, бесспорно, интересной, а за предисловие к ней, написанное Ильей Эренбургом. Предисловие было, действи­ тельно, чересчур импрессионистичным и не давало читателю сколько-нибудь опреде­ ленного представления об этом большом а сложном поэте, чье творчество только сей­ час становится достоянием широкого читате­ ля. Так что упреки «Литературной газеты» в данном случае следует считать спра­ ведливыми. Но единого правила в практи­ ке подобных публикаций не может суще­ ствовать, и мне кажется, что «Простор» поступил вполне основательно, сопроводив в прошлом году несколько коротких рас­ сказов позднего Бунина лишь парой всту­ пительных слов. Не приходится сомневать­ ся, что современный читатель разберется в смысле и значении этих рассказов без вся­ ких комментариев. Эти короткие рассказы, написанные с обычным бунинским совершеннейшим мас­ терством, с предельной ясностью говорят о той жуткой беспросветности, о том сдер­ жанном внешне и оттого еще более страшном нигилизме отчаяния, к которому привел к концу жизни художника огром­ ного дарования разрыв со своим народом, с родной землей. Жизнь бессмысленна и бесцельна, разница между добром и злом смутна, почти неуловима и в конце концов неважна перед лицом смерти — вот лейтмотив и «Надписей», и «Мух», и «Славы». Интересны и другие прошлогодние пуб­ ликации — рассказ классика казахской со­ ветской литературы Беимбета Майлина, стихи Велимира Хлебникова из армейской газеты «Красный воин» (Астрахань, 1918— 1919 гг.), неизвестные стихотворения Пав­ ла Васильева, а также еще один лириче­ ский цикл Осипа Мандельштама. В послед­ нем случае, мне кажется, предисловие бы­ ло все же необходимо (творческую био­ графию этого крупного художника знают у нас еще плохо, и такие его строки, как: «и не живу и все-таки живу», или «я — не­ признанный брат, отщепенец в народной судьбе», могут вызвать недоумение V неис­ кушенного читателя). ...Журнал в пути. Дорога им, кажется, выбрана прочно, лицо его с каждым годом становится все определеннее. С «Просто­ ром» можно спорить, не соглашаться, по­ рой сердиться на него, но совершенно яс­ но, что можно ждать от него и чего — нельзя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2