Сибирские огни, 1967, № 6
большая творческая удача писателя, а пуб ликация его рассказа (переведенного на русский язык, кстати сказать, сыном ав тора, тем самым, что дал своей тетке имя «Музей-апа»,— Бахытжаном Момыш- улы) — бесспорная удача журнала. Утебай Канахин в повести «Девушка выбирает судьбу» говорит о другой сторо не медали, о тех обычаях старины, что ло мали людям судьбу, сковывали свободу выбора места в жизни. Время действия его повести — семнадцатый год. У. Канахин обращается к теме, родившей многие про изведения казахской литературы 10-х и 20-х годов,— теме женского неравнопра вия, судьбы девушки, которую родители собираются выдать за чужого ей челове ка. Новый поворот темы по сравнению с такими классическими произведениями ка захской литературы, как «Айша» С. Сей- фуллина, «Памятник Шуге» Б. Майлина, в повести У. Канахина состоит в том, что писатель обращается к изображению кру га молодой национальной интеллигенции. Героиня повести Толкын — не безграмот ная аульная девушка, она учится в гимна зии, много читает, думает не только о лич ном счастье, но и о служении народу. Ее любимый — студент, идущий к большеви кам. Тем страшнее для влюбленных удар, который наносят им бесчеловечные законы феодально-байского общества. У отца Тол кын, степного богача Бахтияра, сопротив ление девушки вызывает страшный гнев, мать лениво проповедует покорность. На вопрос дочери, действительно ли мать до дня свадьбы ни разу не видела отца, та равнодушно отвечает: «Да, так и было... а чего ты испугалась? Я от этого нисколь ко не пострадала. Всего у меня вдоволь: сыта, обута, одета. А что характер у тво его отца похож на шею верблюда, тоже ничего особенного — у каждого второго казаха такой же. Хоть и была я у него третьей женой, но привыкла, и ты привык нешь». Толкын надеется на помощь брата Най- забека—юриста с высшим образованием, либерала и краснобая, в котором угады вается будущий деятель алаш-орды. И, действительно, Найзабек громко и, в об- щем-то, искренне возмущается законами адата и шариата. Он «европеец», он от всего сердца желает сестре счастья, он го тов помочь уговорить родителей, не идя, разумеется, с ними на разрыв... пока не узнает, что любимый Толкын — большевик. Узнав, Найзабек немедленно отступается. Нет, лучше уж варварство старого, чем эти защитники голодранцев... Только исторические перемены в жизни степи дают девушке возможность спас тись. К сожалению, нельзя говорить, что са мые темные обычаи феодального прошло го окончательно умерли в казахской степи. Хоть и редко, но все же они дают о себе знать, приводя порой к трагическому ис ходу. Поэтому повесть У. Канахина, прав диво и сильно напоминающую об их бес человечности, следует признать нужной и полезной. Русский писатель Морис Симашко дав но художественно разрабатывает историю средневекового Востока. У него были боль шие удачи — отличные повести «Искуше ние Фраги» и «Хадж Хайяма». Сильное впечатление оставляет и новая его повесть «Емшан» — очень своеобразная и во мно гом полемичная трактовка известной ле генды. Не просто построена повесть Ануара Алимжанова «Сувенир из Отрара», наве янная поездкой автора — неутомимого журналиста, объездившего полмира,— в Индию. В «Сувенире» параллельно дви жутся истории одного из деспотов средне вековой Индии Акбара — третьего пади шаха Великих Моголов, строителя знаме нитого города Фатехнура, и молодого со ветского археолога Жомарта, приехавшего в Индию делать научный доклад о раскоп ках древнего Отрара — города предков ка захов, погибшего во время монгольского нашествия. Жомарта поражает парадок сальность действительности современной Индии —нет, не только контраст нищеты и богатства, средневековья и середины XX века в бытовом и техническом, что ли, их проявлении, но и парадоксальность ду ховных, идейных проявлений этих контра стов. Сложен, невероятно сложен мир совре менности, где переплелись миллионы, мил лиарды взаимоотношений и взаимосвязей, сложна проблема соотношения националь ного и общечеловеческого — вот что, преж де всего, говорит своей повестью А. Алим жанов. Его герой приходит к скептическим выводам: «Ненси ревниво оберегает свою принадлежность к высшему кругу, шофе ру Варли приятно, что существует легенда о превосходстве его нации, его народа над другими. А сам Жомарт, выступая с лек цией о древней цивилизации Средней Азии, не пытался ли доказать, что первооткры ватели наук философских и естественных были его пращуры, сыны его земли? Не ужели все, все люди одинаково тщеслав ны?.. История, как этот маленький сувенир, как эта монета из Отрара, которую только что унес нищий старик: в чьих руках, тому и служит». Писатель, разумеется, не приглашает читателя присоединиться к этим выводам своего героя (следует учесть, что «Сувенир из Отрара» —лишь одно произведение из осуществляемого А. Алимжановым цикла о судьбах молодой казахской интеллигенции; ранее вышли повести «Караван идет к солнцу» и «Синие горы», объединенные общими действующими лицами)., Но в по исках истины читатели «Сувенира», вероят но, станут товарищами его героев. До сих пор в этих заметках речь шла о произведениях, которые (несмотря на то, что ряд из них не свободен от серьезных не достатков) все же соответствуют тем за дачам, что ныне ставит перед собой жур нал. К сожалению, редакция «Простора» 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2