Сибирские огни, 1967, № 6
ся, ничуть не ломал себя, это было бы хо рошо, если бы ломал, если бы он только притворялся таким робким, боязливым, таким ничтожнейшим из смертных и рас пластывался по земле из хитрости, из по стоянной подлости,'—это было бы еще хо рошо,— но самое-то главное, что он таким вот и был на самом деле, таким, каким казался,—таким он и был!» Политанского (вернее, то, что в душе его еще сохранилось хорошего) тянет к буйной, смелой молодежи комсомольской газеты; однажды он даже переломил себя и написал очень сдержанную, но все же критическую заметку о недостатках в клу бе, где он работал. Однако «гражданской смелости» хватило у него не надолго: уже через день он — с визгом, с истерикой, с криками о том, что его хотят втянуть в историю,— потребовал назад свою за метку. Трагикомическая история Политанского заставляет человека искать в себе черты, присущие персонажу рассказа, и бороться с ними, подавлять, выкорчевывать их,— и в этом заслуга Ю. Герта, какие бы част ные просчеты он ни допустил в своем по вествовании. Нравственному облику молодого совре менника журнал уделяет большое внима ние. В ряде произведений, опубликованных в прошлом году, речь идет о борьбе с чер тами обывательщины, порой проявляющи мися в этом облике. В рассказе Алексея Шеметова «Снегопад» возникает фигура молодого «благополучного россиянина», не глупого и благообразного карьериста. «Булатов и сам растет, поднимается. Ус пешно движется к своей цели, обходя острые углы, умело улаживая служебные конфликты... Только надо уметь выжидать, не суетясь, не теряя терпения». У Булатова все хорошо и на работе и в семье. Жена — «красивая, видная, спокойная, выдержан ная. И совсем неплохо ему с ней. Она да же прощает мужу грехи, лишь бы они не всплывали на поверхность. Она многое мо жет простить. Но не простит ни малейшей трещины в их прочном благополучии». И вот трещина чуть было не появи лась — из-за искреннего порыва, от которо го, оказывается, пока еще не совсем за страхован и Булатов, из-за случайной встречи в автобусе дальнего следования с .девушкой, чья душевная чистота поразила Булатова. Но мещанин не был бы меща нином, если бы не мог справиться с угро зой своему благополучию. «С этой роман чика не выйдет. Она, кажется, готова от дать себя всю. И тебя возьмет всего... Ка кой к черту романчик!» Однако интересный замысел не получил в рассказе А. Шеметова достойного вопло щения. Незаурядность, «особенность» де вушки лишь декларирована автором, чита телю приходится тут верить ему на слово, да и характер главного героя слабо индиви дуализирован, обозначен лишь самыми об щими чертами. На значительно более высоком уровне мастерства написан рассказ Юрия Трифо нова «Кепка с большим козырьком» — горькая повесть жизни молодого парня из глухого армянского села, посвятившего все свои силы однбй цели — накопить де нег для покупки дома в Кисловодске. Что бы быстрее осуществить свою мечту, он забрался в самый далекий поселок нефтя ников в пустыне, «Как ученый, фанатично преданный своей идее, он был поглощен одним — работой в парикмахерской. Он вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. В воскресные дни он тоже работал». Впрочем, жена Ар- ташеза не очень одобряла его мечту. «Она не хотела уезжать в Кисловодск. Жалела деньги». « — Подумаешь, курорт! А что в нем хорошего? Нефтяников не хуже снаб жают. У нас тоже прекрасно жить, правда же? А в жару занавесочку мокрую пове сишь, зеленый чай пьешь понемногу, и ни чего страшного». Через пять лет после начала осущест вления своего плана Арташез погиб в слу чайной драке. Его жена переехала в со седний поселок. «На деньги, скопленные парикмахером, ее новый муж купил легко вую машину». Сюжет рассказа Ю. Трифонова прямо линеен, как притча. Но множество точных психологических и бытовых деталей прида ют ему отнюдь не «вневременной» смысл. Молодой прозаик Валерий Буренков — в полном смысле воспитанник «Простора». Здесь печатались его первые рассказы, бы ла опубликована его первая большая по весть «После нас придут другие». В прош лом году журнал познакомил читателей с его новой повестью «Запас прочности». В. Буренков стремится показать своих сверстников в главном, говорит об их от ношении к труду, к долгу перед обще ством. Начало повести не лишено литератур ных реминисценций. О В. Аксенове и дру гих авторах «Юности» заставляют вспоми нать первые же строчки «Запаса», их лег кая, «лихая», «студенческая» интонация:' «Вячеслав Бобров был самым везучим че ловеком на факультете. В этом никто не сомневался. Перед началом учебного года иногда даже происходили некрупные скан дальчики— кому жить в комнате с Бобро вым. Его легендарная везучесть была не сколько раз проверена опытным путем». Да и потом эта интонация, приправленная юношеским показным цинизмом, нет-нет да и мелькнет: «В наше время человек с такой фотокарточкой и такой фигурой и читальном зале пропадать не будет». «Симпатичная особа тех лет, когда жен щину без особого риска можно на звать девочкой». Буренковский Бобров окру жен привычными аксессуарами «моло дого героя». Вот его комната: «Две койки, стол, накрытый заляпанной чернилами зе леной клеенкой, в углу, прямо на полу, стоит магнитофон и около него облезлые 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2