Сибирские огни, 1967, № 6
ми. «Парламентер» тоже строго докумен тален, но в нем. есть большое художест венное обобщение. «В те дни и всегда» при всех своих достоинствах остается хроникой. Порой мы говорим, что есть факты, ко торые потрясают сами по себе, к которым не должно прикасаться перо художника. Но если их передает нам не участник со бытий, не очевидец их, то такое «прикос новение» неизбежно; как бы трагичен ни был сам жизненный материал, мастерство писателя должно вступать здесь в свои права. Молодежь наших дней должна знать — и не только разумом, но и сердцем,— что испытания войны тяжело задели не только отцов, тех, кто сражался на фронте, но и матерей и старших братьев, тех, кто в ты лу нес нелегкое бремя военных лет. И хо рошо, что в «Просторе» опубликовано сти хотворение Туманбая Мулдагалиева «Са поги» (перевод В. Антонова), напоминаю щее об этом: Покой и хлеб наш отняли враги. Но помню я знакомые шаги: То мать к моей постели подходила И стягивала молча сапоги. ...А утром шел я в школу спозаранку В ее больших удобных сапогах. Потом домой бежал, не чуя ног. Мать подвести разутую не мог. Так день за днем исправно нам служила Та пара женских стоптанных сапог. К сожалению, «Сапоги» — едва ли не единственное произведение о «военном дет стве» во всех двенадцати книжках прошло годнего «Простора». Если учесть аудито рию, к которой обращается преимущест венно журнал, то эта тема заслуживает большого места. Чаще мог бы журнал сейчас, в пред дверии пятидесятилетия Октября, обра щаться и к годам революции и граждан ской войны. Пока же в нем опубликовано лишь несколько мемуарных записей, инте ресных, но носящих все же довольно «местный» характер. Правда, в ноябрьской и декабрьской книжках журнала напеча тан роман М. Митько и Л. Кривощекова «Гроза на Тентеке», посвященный ярчай шему эпизоду гражданской войны в Казах стане — знаменитой Черкасской обороне, о которой Дмитрий Фурманов писал: «Исто рия Черкасской обороны — это удивитель ная страница героического сопротивления обреченных на гибель десятков тысяч бой цов, наполовину безоружных, больных, вынужденных дорожить каждым ударом, каждой пулей, которую назавтра негде бу дет раздобыть». Но до выхода отдельного издания о «Грозе на Тентеке» практически невозможно говорить, так как журнал опу бликовал, по сути дела, лишь фрагменты романа. Трактовка отдельных образов, прежде всего командира обороны Николь ского, «попа от социалистов», поспевающе го и в окопы, и на молебен, вызывает воз ражения, но пока трудно сказать, просчет ли это авторов или сотрудника редакции, сокращавшего большой роман. Редакции, очевидно, следовало или уж отказаться в данном случае от принятой практики и дать роман целиком, или выбрать из него один законченный отрывок. О «связи времен», о бессмертии тех, кто отдал все свои силы строительству новой жизни, говорит большой казахский поэт Сырбай Мауленов, «приводя» в стихотво рении «Праздник в степи» на сегодняшний колхозный той основателей советской ка захской литературы — трагически погиб ших С. Сейфуллина, И. Джансугурова* Б. Майлина: Мы затем добились перемен, Чтоб навек Забыть о лживой лести. В празднике участвует Сакен, Восседая на почетном месте. И, сойдясь на той издалека, Слушают трудящиеся массы, Как гремит набатная строка Сорокатрехлетнего Ильяса. Озирая караваны лег Сквозь пески И снежную порошу, Думает о чем-то Беимбет, Волосы смолистые ероша. Всюду звуки праздника слышны. Мой народ! В жестокой круговерти Не твои ли славные сыны Обрели высокое бессмертье! (П е р е в о д В Л . С А В Е Л Ь Е В А )+ В романе Вениамина Каверина «Двой ной портрет» писатель вновь обращается к. хорошо известному ему миру научной ин теллигенции. Но, в отличие от «Открытой книги», например, труд ученого здесь не основа, а фон, довольно условный. Суть, романа — в «размышлениях о тех порази тельных переменах, которые превращали дельных людей, пытавшихся улучшить жизнь, в притворщиков, создававших лишь видимость дела». Это произведение о не примиримости честности и беспринципно сти, мужественного служения истине и приспособленчества. Роман построен с обычным для В. Ка верина мастерством, читается он с напря женным вниманием. Стоит, правда, отме тить, что условность фона все же не про шла для произведения даром и привела к появлению таких условно-литературных персонажей, как «неукротимый» академик Кошкин или лирическая героиня романа Оленька, которая и на читателя «произво дит впечатление воздушности», но в не сколько ином смысле, чем на действующих лиц романа. Но «двойной» портрет анти подов в науке и жизни —Остроградского и Снегирева — по-настоящему выразителен. Приспособленец, карьерист и невежда, Снегирев нарисован писателем беспощадно, но без малейшего шаржа. Это строго реа листический портрет «деятеля, умело опи рающегося на подозрительность, недове рие, на смутные чувства вины, скользящие за тобой по пятам». В. Каверин правдиво показал и ту бездну вреда, которую при несли советской науке снегиревы, и неиз бежность их краха. Мы прощаемся с этим «деятелем», когда он мучается бессонни цей, вызванной страхом близкого падения.. 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2