Сибирские огни, 1967, № 6
нальная, самая многонациональная среди союзных республик после России. На ее просторах плечом к плечу трудятся казахи и русские, украинцы и уйгуры, корейцы и немцы, представители многих других на циональностей. И закономерно, что теме дружбы народов, теме взаимоотношений различных национальностей советской стра ны казахстанский журнал уделяет все бо лее заметное место. Эти две ведующие черты и определяют теперь лицо журнала. И очень хорошо, что это свое лицо журнала с каждым годом все отчетливее проступает перед его чита телями. Было время, когда республикан ские, краевые, областные журналы и аль манахи были как бы обязаны даже носить «краеведческий», что ли, характер. Ныне понятие профиля журнала значительно рас ширилось. Не забывая о месте своего из дания, «периферийные» органы не склонны теперь целиком уступать столичным осве щение вопросов, касающихся жизни всего нашего общества. Тут-то и возникает про блема своеобразия, неповторимости лица каждого журнала. После многих проб и неудач «Простор» начинает решать эту проблему все успешнее. Об удачах и промахах журнала, целе устремленно и настойчиво вырабатывающе го свой, не повторяющий других, облик, и пойдет речь в настоящих заметках. Произведения, воссоздающие этапы славного и сурового пути советской страны за пятьдесят послеоктябрьских лет, в «Про сторе» обращены, прежде всего, к молоде жи, «обдумывающей житье». «Дети долж ны знать жизнь своих родителей — взять то хорошее, что в ней было, и отмести пло хое»,— такими простыми словами заверша ет свой рассказ «Давнишняя история» Р. Раимкулов, и они, эти слова, выражают пафос многих произведений, опубликован ных в журнале. С высот своего нелегкого опыта как бы примеривает нравственный рост молодого современника Руфь Тамари на в сильном стихотворении «Пассажирка (вместо рецензии)», где фильм, воскрешаю щий самые страшные испытания войны, об ращает мысль автора к сугубо современ ным проблемам: Хожу, как на тайную тризну, На страшное это кино. ...Огромное черное лихо С экрана спускается в зал. ...А после в толкучке трамвайной Я меряю всех той бедой; Смеется сосед мой случайный. Вихрастый и молодой. Рожден он весной в сорок пятом. Ему я не ставлю в вину, Что только по книгам, плакатам И фильмам он знает войну. Но я возвращаюсь упорно К навязчивой мысли одной — Как жил бы он в лагере черном. Отмеченный желтой звездой? Но ведь сам нравственный рост наших молодых современников, молодых людей шестидесятых годов, во многом зависит от того, насколько восприняли они живые традиции дедов, отцов и старших братьев, от того, как правильно осмыслили их исто рический опыт. И в этом многим из них, бесспорно, помогут лучшие произведения о недавнем прошлом, опубликованные в «Просторе». Внимание читателей по праву привлек ла маленькая повесть Адия Шарипова «История одного полушубка». Она не про сто воссоздает атмосферу суровых парти занских будней, пережитых когда-то авто ром. Она вполне закономерно посвящена «сыну Мадию». Глубоко естественно в ней обращение к самым молодым: «Будьте счастливы всегда и везде, и пусть ваши глаза не увидят таких ужасных дней». О невероятной тяжести испытаний войны в тылу врага в повести рассказано просто, жестко, без восклицательных знаков. Но главное в «Истории» другое, это — рассказ о тепле людских сердец, о дружбе, возни кающей и крепнущей в жестокой борьбе, вопреки черным силам фашизма, хотев шим лишить человека человеческого. .Поэ тическим символом этой дружбы становит ся простой полушубок, сшитый русской де вушкой в бессонную ночь у постели ране ного партизана-казаха, которому завтра уходить — навсегда. «Полушубок, сшитый славной русской девушкой в суровую го дину, казался мне талисманом, способным охранить от любой беды. Я хотел верить в это — и, верно, теплота человеческого участия сохранила меня живым и невреди мым в адовом пекле войны». Повесть эта явственно перекликается с посмертно опубликованным рассказом за мечательного художника русского слова Андрея Платонова «Седьмой человек», проникнутым беспощадной, умной ненави стью к фашизму, который «решил умерт вить беспокойное разноречивое человече ство, оставив лишь его изможденный раб ский остаток». Гуманисту Платонову доро же всего было нескончаемое внутреннее «беспокойство» человека, поглощенного мыслями о людях; поэтому так выразите лен портрет героя рассказа партизана Оси па Гершановича, вчерашнего плановика, чья семья целиком «была расстреляна под Борисовым когда там расстреляли сразу полтысячи душ, во избежание едоков и ев реев». Поглощенный своим горем, Герша- нович находит в себе силы заботиться о других даже в подвале гестапо за минуту перед расстрелом. Своему произведению «В те дни и всег да» Дм. Снегин дал подзаголовок: «Не придуманные рассказы о том, что трудно себе представить». Действительно, история сержанта-минометчика Владимира Фурсо ва (ныне доктора биологических наук, про фессора Казахского университета), участ ника обороны Брестской крепости, тяжело раненным попавшего в плен и прошедшего через дантов ад гитлеровских лагерей,— это история из тех, что представить себе трудно. И все же, сравнивая это произве дение писателя с его предыдущим — по вестью «Парламентер выходит из рейхста га», нельзя не видеть разницы между ни 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2