Сибирские огни, 1967, № 6

Такая же подсобная роль уготована и матросу Куприянову (артист И. Попков), хотя он и принимает большее участие в развитии действия. Исполнителям большинства ролей отри­ цательных н положительных персонажей не удалось преодолеть сопротивление дра­ матургического материала. Тривиальность оказалась уделом многих сценических ха­ рактеристик. Так пьеса, избранная «факельцами», несомненно, с благими намерениями, в сценическом претворении выступает на том уровне, который превзойден не только луч­ шими театрами нашей страны, но и самим «Красным факелом» в его памятных по­ становках: «Чти отца своего», «Повитель», «В день свадьбы» и других. Шагом назад по сравнению с ними вы­ глядит и спектакль «Судебная хроника» (автор пьесы Я- Волчек, постановщик К- Чернядев, художник Р. Акопов). Действие его развертывается как карти­ на судебного процесса над молодыми хули­ ганами, убившими человека. Суд вершится на глазах зрителей, на сцене без занавеса. Суровая, мрачноватая обстановка, простая мебель, серовато-коричневые тона декора­ ций соответствуют происходящему. В креслах — судья, прокурор, общест­ венный обвинитель, адвокаты. Идет допрос. Воспроизводится довольно точно во всех процессуальных подробностях разбиратель­ ство уголовного дела. Попутно, на затем­ ненной сцене, в высвеченном лучом прожек­ тора пространстве разыгрываются коммен­ тирующие эпизоды. Они иллюстрируют показания подсудимых и свидетелей. В действие вовлекается и партер, превращен­ ный по замыслу режиссера в «места для публики». Из зрительного зала появляются и некоторые свидетели. Весь спектакль откровенно дидактичен. Общественный обвинитель Шалаши, кото­ рого живо и убедительно играет артист И. Поляков, обращается к присутствующим на спектакле зрителям, апеллирует к их мнению, поясняет происходящее, подводит моральный итог. «Судебная хроника» задумана как па­ норама нашей современной жизни, в кото­ рой торжествуют светлые, гуманные нача­ ла и резко осуждается антиобщественная мораль бездельников, пьяниц, преступ­ ников. Пьесе и спектаклю нельзя отказать в острой злободневности. Но беда в том, что пьеса почти совершенно лишена драматур­ гического начала, единого, сквозного дейст­ вия, последовательной логики развития образов, композиционной слаженности час­ тей и фрагментов. Она рассыпается, как детские кубики. Отсутствует в ней и глубо­ кая типизация характеров и явлений. Слу­ чай, положенный в основу пьесы, так и не поднимается до большого художественного обобщения, не открывает человеку того, чего бы он не знал из широко доступных ему источников информации. По сути, «Су­ дебная хроника» напоминает инсценировку в лицах газетной статьи. Очень верно написал в «Правде» (16 ян­ варя 1967 года) по поводу аналогичных пьес драматург Виктор Розов: «Лично меня особенно беспокоит сложившийся стандарт многих наших пьес. Читая почти любую пьесу, не можешь отделаться от ощущения: это я уже когда-то читал, даже совсем не­ давно. Вроде бы и место действия иное, и персонажей зовут иначе, но что-то все они думают и поступают именно так, как уже думали и поступали когда-то читанные или виденные мною персонажи. И язык тот же, и круг проблем одинаков, и финал в тот самый момент. И не рассказано мне ничего такого, что бы я уже не знал от других, из газет, журналов, по радио, телевидению, из прочитанных книг». Так и кажется, что автор имел в виду «Судебную хронику». Не спасают пьесы и усилия постановщика и исполнителей. Пер­ сонажи проходят перед нами длинной чере­ дой, как в хроникальном репортаже (вот уж поистине «судебная хроника»!), и исче­ зают в «туманной неизвестности», лишь на какое-то мгновение задерживая зрительское внимание. В «Красном факеле» есть хорошие ре­ жиссеры, значительные актерские силы; труппа пополнялась и продолжает попол­ няться интересными творческими индиви­ дуальностями (Г. Яшунский, Л. Лепорская и др). Были и есть, как мы видели, «гвозди» репертуарного сезона, и не одного, а мно­ гих. Сравнение с гастролировавшими в Но­ восибирске столичными театрами —- ЦТСА, имени В. В. Маяковского — «Красный фа­ кел» выдерживает, и неплохо выдерживает. У нас, конечно, нет Андрея Попова, мы потеряли В. Капустину, на нашу сцену не заполучить многих других известных акте­ ров. Но мы —театральный город. И велика заслуга в этом «Красного факела». Анализ лучших «факельских» спектаклей подтверж­ дает такое мнение. Театр, поднимая свой занавес в различных городах, именно этим репертуаром все шире раздвигает горизон­ ты творческого успеха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2