Сибирские огни, 1967, № 6
Такая же подсобная роль уготована и матросу Куприянову (артист И. Попков), хотя он и принимает большее участие в развитии действия. Исполнителям большинства ролей отри цательных н положительных персонажей не удалось преодолеть сопротивление дра матургического материала. Тривиальность оказалась уделом многих сценических ха рактеристик. Так пьеса, избранная «факельцами», несомненно, с благими намерениями, в сценическом претворении выступает на том уровне, который превзойден не только луч шими театрами нашей страны, но и самим «Красным факелом» в его памятных по становках: «Чти отца своего», «Повитель», «В день свадьбы» и других. Шагом назад по сравнению с ними вы глядит и спектакль «Судебная хроника» (автор пьесы Я- Волчек, постановщик К- Чернядев, художник Р. Акопов). Действие его развертывается как карти на судебного процесса над молодыми хули ганами, убившими человека. Суд вершится на глазах зрителей, на сцене без занавеса. Суровая, мрачноватая обстановка, простая мебель, серовато-коричневые тона декора ций соответствуют происходящему. В креслах — судья, прокурор, общест венный обвинитель, адвокаты. Идет допрос. Воспроизводится довольно точно во всех процессуальных подробностях разбиратель ство уголовного дела. Попутно, на затем ненной сцене, в высвеченном лучом прожек тора пространстве разыгрываются коммен тирующие эпизоды. Они иллюстрируют показания подсудимых и свидетелей. В действие вовлекается и партер, превращен ный по замыслу режиссера в «места для публики». Из зрительного зала появляются и некоторые свидетели. Весь спектакль откровенно дидактичен. Общественный обвинитель Шалаши, кото рого живо и убедительно играет артист И. Поляков, обращается к присутствующим на спектакле зрителям, апеллирует к их мнению, поясняет происходящее, подводит моральный итог. «Судебная хроника» задумана как па норама нашей современной жизни, в кото рой торжествуют светлые, гуманные нача ла и резко осуждается антиобщественная мораль бездельников, пьяниц, преступ ников. Пьесе и спектаклю нельзя отказать в острой злободневности. Но беда в том, что пьеса почти совершенно лишена драматур гического начала, единого, сквозного дейст вия, последовательной логики развития образов, композиционной слаженности час тей и фрагментов. Она рассыпается, как детские кубики. Отсутствует в ней и глубо кая типизация характеров и явлений. Слу чай, положенный в основу пьесы, так и не поднимается до большого художественного обобщения, не открывает человеку того, чего бы он не знал из широко доступных ему источников информации. По сути, «Су дебная хроника» напоминает инсценировку в лицах газетной статьи. Очень верно написал в «Правде» (16 ян варя 1967 года) по поводу аналогичных пьес драматург Виктор Розов: «Лично меня особенно беспокоит сложившийся стандарт многих наших пьес. Читая почти любую пьесу, не можешь отделаться от ощущения: это я уже когда-то читал, даже совсем не давно. Вроде бы и место действия иное, и персонажей зовут иначе, но что-то все они думают и поступают именно так, как уже думали и поступали когда-то читанные или виденные мною персонажи. И язык тот же, и круг проблем одинаков, и финал в тот самый момент. И не рассказано мне ничего такого, что бы я уже не знал от других, из газет, журналов, по радио, телевидению, из прочитанных книг». Так и кажется, что автор имел в виду «Судебную хронику». Не спасают пьесы и усилия постановщика и исполнителей. Пер сонажи проходят перед нами длинной чере дой, как в хроникальном репортаже (вот уж поистине «судебная хроника»!), и исче зают в «туманной неизвестности», лишь на какое-то мгновение задерживая зрительское внимание. В «Красном факеле» есть хорошие ре жиссеры, значительные актерские силы; труппа пополнялась и продолжает попол няться интересными творческими индиви дуальностями (Г. Яшунский, Л. Лепорская и др). Были и есть, как мы видели, «гвозди» репертуарного сезона, и не одного, а мно гих. Сравнение с гастролировавшими в Но восибирске столичными театрами —- ЦТСА, имени В. В. Маяковского — «Красный фа кел» выдерживает, и неплохо выдерживает. У нас, конечно, нет Андрея Попова, мы потеряли В. Капустину, на нашу сцену не заполучить многих других известных акте ров. Но мы —театральный город. И велика заслуга в этом «Красного факела». Анализ лучших «факельских» спектаклей подтверж дает такое мнение. Театр, поднимая свой занавес в различных городах, именно этим репертуаром все шире раздвигает горизон ты творческого успеха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2