Сибирские огни, 1967, № 6
лектив театра заведомо поставил себя в невыгодные условия. Диапазон режиссерских и актерских возможностей ограничен внутренними ре зервами пьесы, самим качеством драматур гии, во многом несовершенной. ...Больной Полежаев пытается встать, начать работать; его успокаивают, уклады вают в постель, «потчуют» лекарствами. И на все это уходит уйма дорогого сцени ческого времени, а действие топчется на месте, персонажи буквально толкут в сту пе воду. И в результате — даже не про сто томящая скука, а растущее чувство глухого раздражения: скорей бы все кон чилось — и так все ясно! В этих сценах должны были быть ре шительные купюры, но театр их не сделал. А как изображен лагерь врагов Поле жаева, скрытых и демонстративно откро венных? Драматург набросал их эскизы, кое-где только «проекции» (кухарка, коллеги По лежаева, лишенные живой художественной плоти). Традиционным «злодеем» выгля дит ученик Полежаева Воробьев. Его игра ет артист В. Лиотвейзен. Ему очень труд но наполнить неповторимым индивидуаль ным содержанием очень жесткую схему. Лощеный, респектабельный, высокомерно брезгливый, кадящий фимиам в адрес «учителя», лицемерно-заискивающий перед его женой, Воробьев сразу же, в лоб ха рактеризуется как персонаж негативный. И достойно удивления, как Полежаев мог терпеть такого ученика. А ведь он его дол го терпит, хотя и устраивает ему разнос за «мемуары». По логике пьесы Воробьев окончательно саморазоблачится как озлоб ленный буржуазный интеллигент. Но, в сущности, никакого разоблачения не тре буется, ибо драматургическая тенденция образа ясна почти с самого начала. Поэтому сцена, в которой истеричный Во робьев в присутствии студентов-белопод- кладочников, пришедших заявить свое возмущение «красному» Полежаеву, ярост ными жестами расшвыривает рукописи уче ного,— обычный комментарий для «непо нятливого» зрителя. Попутно следует сказать, что группа названных студентов из-за своей внешней и внутренней безликости не способна иг рать предназначенной ей роли идейного врага Полежаева. Очень уж ничтожный этот враг. И не нужно было его «пугать матросом», а следовало просто вышвыр нуть за дверь, как нашкодившего щенка. И совсем уж бледно в художественном отношении выглядит лагерь «лояльной» профессуры, которая демонстративно от казывается почтить своим присутствием квартиру Полежаева в день его семидеся- типягилетия. Лагеря-то собственно никако го нет. На сцене появляется одна-единст- венная кухарка (артистка Г. Былева), при сланная хозяином заявить «протест» про- фессору-«изменнику». Ее базарно-крикли вую демонстрацию трудно воспринимать серьезно. А. П. Чехов заметил, что «про Сократа легче писать, чем про барышню или кухарку». В данном случае — это не в бровь, а в глаз. Действительно, характер Полежаева глубже и богаче остальных. И не только в драматургии, но и в сценическом вопло щении. Заслуженный артист РСФСР Г. Яшунский появляется в начале спектак ля традиционно-рассеянным старичком с седенькой профессорской бородкой, юркой, ныряющей походкой и вечной озабочен ностью. И это несколько настораживает. Но постепенно внешность персонажа начи нает «оживать». И мы видим, что это не маска, а характер. Живет характер — жи- Еет человек, каким его создал артист. Г. Яшунский убедительно передает посто янный, неугасимый накал мыслей и чувств героя. Они то скрываются куда-то вглубь и видны лишь в ушедшем в себя, напря женном и горящем взоре, в собранности всей фигуры, то вдруг получают разрядку в широком жесте, взволнованйой речи. Вспомним, как в холодной и пустой квартире под аккомпанемент выстрелов ра ботает замкнувшийся в себе Полежаев, вспомним его сдержанное, но полное лас ковой тревоги отношение к жене, которую мягко, лирично играет артистка Л. Лепор- ская,— и мы увидим одного Полежаева, вернее, одну сторону его натуры. А когда разгневанный Полежаев обру шивается на пришедших с обыском мат росов, которые предполагают в нем «бур жуя», спрятавшего хлебные запасы, или произносит речь, обращенную к бойцам, уходящим на революционный фронт,— это другая сторона. Артист использует богатую палитру то нов, освещая грани характера Полежаева, игру света и тени на них, психологические нюансы. Г. Яшунский тонок и человечен. Но один, как известно, в поле не воин. Окружение главного героя лишает его возможности стать крупной личностью, зна чительной фигурой. Тема верности своим убеждениям, революционной страстности, одержимости ученого — тема, близкая нам сегодня, присутствует в спектакле лишь в зачатке. У Полежаева нет равных или хо тя бы достойных его противников, и это мешает круто завязать конфликт, придать ему масштабность, драматический размах. Жанровая камерность постановки, хотят этого или не хотят ее создатели, ведет к идейно-художественному «обмелению» спектакля. Тем более что и лагерь друзей, единомышленников Полежаева, выглядит не ярче, чем лагерь врагов. Любимый ученик Полежаева, студент Бочаров (Л. Варфоломеев), рекомендован зрителю словесно-повествовательными фор мулами, почти без всякой драматизации, как передовой человек, революционер. За тем он надолго «выведен» из сюжетной канвы (мы узнаем, что Бочаров аресто ван), чтобы в конце спектакля появиться в качестве положительного «фона». 164
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2