Сибирские огни, 1967, № 6
котором герои охвачены стихией чувств и переживаний, вынесенных за рамки кон кретной общественно-бытовой обстановки. Вот только один пример: финал-свадьба. Но нет свадьбы, нет свадебного . пиршест ва, нет ликующей и злорадствующей, ве селящейся и любопытствующей толпы,— словом того, что Ф. Энгельс так точно назвал «фальстафовским» фоном, а лишь напряженный, романтизированный молча ливый поединок двух людей, которым не суждено быть вместе. А до этого были символические качели во всю сцену, и их разбег как бы харак теризовал душевное состояние героев; был и аллегорический фрагмент из «Ромео и Джульетты»; и лирический, философски ус покаивающий музыкальный лейтмотив все го спектакля — протяжная мелодия песни «Течет река Волга»... Режиссер увидел и понял В. Розова по- своему. И на это он имел право как ху дожник, тем более, что его видение нас убеждает. Режиссерская стилистика этого спек такля, весьма отличная от «Повители» и «Норы», лежит также в русле плодотвор ных художественных опытов театра. Направление художественных поисков... Это далеко не последний фактор в жизни театрального коллектива. Он определяет прежде всего стилистическое единство спектаклей при всей непохожести их ре жиссерских решений. Спектакли, о которых шла речь, могут явиться для «Красного факела» програм мой дальнейших идейно-художественных исканий. Они — его «правофланговые». На них — равнение! Ценные репертуарные находки, живая, умная, изобретательная режиссерская мысль, актерское мастерство сливаются в этих спектаклях в твердый и четкий кон тур, который хотелось бы назвать творче ским профилем театра. Он вычерчивается и теми постановками, которые переходят из сезона в сезон и за воевали признание зрителей В первую оче редь к ним следует отнести «Иркутскую историю», «Совесть» и «Платона Кречета». Одну из основных тем драмы А. Арбу зова можно выразить словами поэта: Я знаю точно, где лежат истоки Любых побед,—в победе над собой. В краснофакельской постановке «Ир кутской истории» (режиссер— народный артист РСФСР Н. Михайлов) тема нрав ственной победы человека звучит отчетли во, страстно и уверенно. Несмотря на про должительный срок жизни, спектакль не «разболтался», В нем продолжают жить поэзия и гражданский пафос арбузовской драмы, ее весенний, лирический аромат, сочетающийся с публицистическими автор скими откровениями. Увлеченно, точно и ярко, с невыветрив- шейся эмоциональной щедростью играет центральную роль Вали артистка А. Покид- ченко. Дело здесь, видимо, не только в актерской влюбленности в великолепную роль, но и в глубоком гражданском ее понимании, в углубленной жизненной раз работке характера. Тема человека, обре тающего свое высокое человеческое досто инство, вырывающегося на простор боль ших чувств, дел, раздумий, побеждающего и недобрую молву, и отчаяние, и громад ное личное горе, звучит з исполнении А. Покидченко, как и раньше, «во весь го лос». Однако кое-что в спектакле время «прокорректировало». Органично (совер шенно не ощущается, что это вводы) во шли в спектакль молодые исполнители — артистки А. Наумова и Л. Филиппович. А что касается хора, так он, пожалуй, лишь выиграл оттого, что стал по своему составу всецело мужским. На длинной временной дистанции, как мы видим, постановка обрела «второе ды хание», что дает ей возможность смело со перничать с целым рядом «молодых» и «сильных» спектаклей «Красного факела». А вот другой «рядовой» спектакль — «Платон Кречет» (постановка К. Черняде- ва). Как и в «Иркутской истории», в цент ре внимания постановочного коллектива находится тема моральной ответственности личности перед обществом. Однако теперь спектакль выглядит не сколько «академичнее», драматические ин тонации в ряде сценических образов зву чат глуше. Прозаичнее стал Платон (К. З а харов) и в своей романтической любви к Лиде, и в поединке с Аркадием. Какие-то очень милые душевные струнки, идущие от незащищенности и жизненный неопытно сти, утратила Лида (Е. Попенко)... Мы позволили себе более или менее подробно остановиться на этих спектаклях, так как они находятся и по нынешний день в активе «Красного факела», и их счастливым уделом должны быть премьер ная праздничность и свежесть, ибо зрите ли всегда рассматривают посещение теат ра как праздник. Все сказанное свидетельствует о том, что у театра есть свой «золотой фонд». Однако тревога, выраженная нами в начале статьи, отнюдь не снимается теми спектаклями, с которыми познакомил нас «Красный факел» в недавние месяцы и в те временные промежутки, когда были по ставлены «На всякого мудреца довольно простоты», «Камешки на ладони», «Дон Кихот ведет бой», «Между ливнями» и упомянутые уже комедии «Женатый же них» и «Тети и дяди». Скажем прямо: спектакль М. Владими рова «На всякого мудреца довольно про стоты», вызвавший довольно ожесточенные споры среди зрителей и критиков, имеющий много рьяных сторонников, на наш взгляд, все-таки не лежит в русле лучших тради ций «Красного факела» в прочтении клас сики, больше того, он опровергает их, де монстративно, но не очень убедительно. Основная беда заключается в том, что П Сибирские огни № 6 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2