Сибирские огни, 1967, № 6

котором герои охвачены стихией чувств и переживаний, вынесенных за рамки кон­ кретной общественно-бытовой обстановки. Вот только один пример: финал-свадьба. Но нет свадьбы, нет свадебного . пиршест­ ва, нет ликующей и злорадствующей, ве­ селящейся и любопытствующей толпы,— словом того, что Ф. Энгельс так точно назвал «фальстафовским» фоном, а лишь напряженный, романтизированный молча­ ливый поединок двух людей, которым не суждено быть вместе. А до этого были символические качели во всю сцену, и их разбег как бы харак­ теризовал душевное состояние героев; был и аллегорический фрагмент из «Ромео и Джульетты»; и лирический, философски ус­ покаивающий музыкальный лейтмотив все­ го спектакля — протяжная мелодия песни «Течет река Волга»... Режиссер увидел и понял В. Розова по- своему. И на это он имел право как ху­ дожник, тем более, что его видение нас убеждает. Режиссерская стилистика этого спек­ такля, весьма отличная от «Повители» и «Норы», лежит также в русле плодотвор­ ных художественных опытов театра. Направление художественных поисков... Это далеко не последний фактор в жизни театрального коллектива. Он определяет прежде всего стилистическое единство спектаклей при всей непохожести их ре­ жиссерских решений. Спектакли, о которых шла речь, могут явиться для «Красного факела» програм­ мой дальнейших идейно-художественных исканий. Они — его «правофланговые». На них — равнение! Ценные репертуарные находки, живая, умная, изобретательная режиссерская мысль, актерское мастерство сливаются в этих спектаклях в твердый и четкий кон­ тур, который хотелось бы назвать творче­ ским профилем театра. Он вычерчивается и теми постановками, которые переходят из сезона в сезон и за­ воевали признание зрителей В первую оче­ редь к ним следует отнести «Иркутскую историю», «Совесть» и «Платона Кречета». Одну из основных тем драмы А. Арбу­ зова можно выразить словами поэта: Я знаю точно, где лежат истоки Любых побед,—в победе над собой. В краснофакельской постановке «Ир­ кутской истории» (режиссер— народный артист РСФСР Н. Михайлов) тема нрав­ ственной победы человека звучит отчетли­ во, страстно и уверенно. Несмотря на про­ должительный срок жизни, спектакль не «разболтался», В нем продолжают жить поэзия и гражданский пафос арбузовской драмы, ее весенний, лирический аромат, сочетающийся с публицистическими автор­ скими откровениями. Увлеченно, точно и ярко, с невыветрив- шейся эмоциональной щедростью играет центральную роль Вали артистка А. Покид- ченко. Дело здесь, видимо, не только в актерской влюбленности в великолепную роль, но и в глубоком гражданском ее понимании, в углубленной жизненной раз­ работке характера. Тема человека, обре­ тающего свое высокое человеческое досто­ инство, вырывающегося на простор боль­ ших чувств, дел, раздумий, побеждающего и недобрую молву, и отчаяние, и громад­ ное личное горе, звучит з исполнении А. Покидченко, как и раньше, «во весь го­ лос». Однако кое-что в спектакле время «прокорректировало». Органично (совер­ шенно не ощущается, что это вводы) во­ шли в спектакль молодые исполнители — артистки А. Наумова и Л. Филиппович. А что касается хора, так он, пожалуй, лишь выиграл оттого, что стал по своему составу всецело мужским. На длинной временной дистанции, как мы видим, постановка обрела «второе ды­ хание», что дает ей возможность смело со­ перничать с целым рядом «молодых» и «сильных» спектаклей «Красного факела». А вот другой «рядовой» спектакль — «Платон Кречет» (постановка К. Черняде- ва). Как и в «Иркутской истории», в цент­ ре внимания постановочного коллектива находится тема моральной ответственности личности перед обществом. Однако теперь спектакль выглядит не­ сколько «академичнее», драматические ин­ тонации в ряде сценических образов зву­ чат глуше. Прозаичнее стал Платон (К. З а­ харов) и в своей романтической любви к Лиде, и в поединке с Аркадием. Какие-то очень милые душевные струнки, идущие от незащищенности и жизненный неопытно­ сти, утратила Лида (Е. Попенко)... Мы позволили себе более или менее подробно остановиться на этих спектаклях, так как они находятся и по нынешний день в активе «Красного факела», и их счастливым уделом должны быть премьер­ ная праздничность и свежесть, ибо зрите­ ли всегда рассматривают посещение теат­ ра как праздник. Все сказанное свидетельствует о том, что у театра есть свой «золотой фонд». Однако тревога, выраженная нами в начале статьи, отнюдь не снимается теми спектаклями, с которыми познакомил нас «Красный факел» в недавние месяцы и в те временные промежутки, когда были по­ ставлены «На всякого мудреца довольно простоты», «Камешки на ладони», «Дон Кихот ведет бой», «Между ливнями» и упомянутые уже комедии «Женатый же­ них» и «Тети и дяди». Скажем прямо: спектакль М. Владими­ рова «На всякого мудреца довольно про­ стоты», вызвавший довольно ожесточенные споры среди зрителей и критиков, имеющий много рьяных сторонников, на наш взгляд, все-таки не лежит в русле лучших тради­ ций «Красного факела» в прочтении клас­ сики, больше того, он опровергает их, де­ монстративно, но не очень убедительно. Основная беда заключается в том, что П Сибирские огни № 6 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2