Сибирские огни, 1967, № 6
В ее портрете органично сливаются черты душевной утонченности, женственности, житейской незащищенности. Вряд ли та кая Нюрка может проявить кипучую, су матошную деятельность на профсоюзном поприще, о чем всерьез заявляет В Розов в своей пьесе. Душевная опора Нюры—ее отец. Илья Григорьевич Салов (артист А. Беляев) — из тех отцов, которые свою «правду» не возводят в абсолют, не тычут ее в нос всем и каждому, но и не из тех, которые расписываются в старческой отсталости от молодого поколения, предпочитая ^отсижи ваться где-нибудь на исторической «зава линке». Салов не навязчив, но зорок. Он все видит и все понимает: и как незауряд ная личность, и как мудрый, чуткий роди тель. Глубоко чувствуя, глубоко сознавая драму дочери, Илья Григорьевич своей ласковостью, «совестливостью» (в высоком значении этого слова) помогает Нюре об рести внутреннюю уверенность на пути к «прозрению». Мы видим, как тихая весе лость Салова, его' добрый юмор постепен но с течением действия сменяются молча ливой задумчивостью. Он на глазах зрите лей «стареет», становится сгорбленным и невпопад суетливым. Его грызет «червь ■сомнения». Для него ведь Михаил — хоро ший парень и хороший жених. И не худо бы удержать его. Вспомните ведь он уже накидывал на него шутливо рыбацкую сеть. Шутка эта для него имела символи ческий смысл. Он отдавал за Михаила лю бимую дочь, и счастье ее, казалось, было навек обеспечено смирным и покладистым, хотя внешне угрюмым, неразговорчивым Михаилом. Теперь это рушится, но еще не рухнуло. И еще можно, можно силой сво его авторитета, «нажимом» на жениха удержать равновесие. Но Салов созна тельно не делает этого. Он вначале дума ет, выжидает, но одна мысль все же не отступно гложет его: чисто ли то дело, которое творится на его глазах? И когда Нюрка после свадьбы «освобождает» Ми хаила, свет затаенной радости, внутренне го ликования зажигается в его глазах. Ну, а каков Михаил (артист А. Малы шев)? Многое подкупает в этом застен чивом, трудолюбивом, ушедшем в себя парне с его манерой отрывисто говорить, беспрекословностью и готовностью к само пожертвованию. За плечами этого челове ка для нас зримо встает и его безрадостное сиротское детство — травма военных лет, и вся его биография, уже не очень корот кая, в которой было неизмеримо больше будничных забот, одиноких раздумий, за брошенности, нежели душевных праздни ков Многие критики объявляют честность Михаила честностью в кавычках: дескать, как это, не любя Нюру, Михаил тем не менее женился на ней? Это положение в корне неверно. Если бы жизнь всецело от вечала позиции подобных критиков, то, наверное, наисложнейшая проблема брака была бы давным-давно решена. В том-то и дело, что Михаил по-своему любит Нюру, привязан к ней, былое чув ство к другой девушке со временем заглох ло (вернее, он спрятал его в себе). И в конце концов он волею жизненных обсто ятельств пообвыкся в доме Садовых, и не избалованный, обделенный лаской, уютом, искренним чувством, незаметно для себя обрел в Нюрке долгожданную надежду на счастье. И именно честность («без кавы чек») заставляет Михаила считать своей непреложной моральной обязанностью по давить вновь вспыхнувшее большое, истин ное чувство к Клаве (артистка Т. Сердю кова), иными словами — предпочесть долг чувству. У А. Малышева такое понимание образа совершенно очевидно. И точны не только внешние приметы: и эта «подполь ная» самостоятельность, и эта печальная сосредоточенность во взгляде, и эта нето ропливость в движениях, походке, жесте. За всем этим мы постоянно ощущаем в Михаиле личность куда более значитель ную, чем это представляется иным крити кам, утверждающим, что розовский ге рой — характер квелый, серый и скучный. Об антиподе Михаила, его друге Васи лии, тоже не скажешь, что он личность заурядная. За напускным легкомыслием Василия (артист И. Поляков) и его весе лым цинизмом, за задиристой бравадой и грубоватой, ернической насмешливостью упрямо проглядывают нетерпимость ко лжи, как бы она ни была замаскирована, душевная щедрость и отзывчивость. И нас не шокируют увлеченные, заразительные «повествования» героя о похождениях, сви детельствующих о его неистощимой влюб чивости. Но Василий Заболотный знает цену на стоящего чувства, и именно поэтому он го рячо и настойчиво взывает к Михаилу от казаться от Нюры. А ведь еще совсем не давно тот же Василий был искренне уве рен в том, что его друг любит свою неве сту, и не мыслил, что брак может не состо яться, но теперь, когда он «услышал», как заклокотала в душе Михаила любовь к Клаве, как она преобразила его,— он убеж дает друга не ломать себя, быть верным природе. И этот «перелом» во взглядах Василия свидетельствует прежде всего о цельности натуры, нежели о ее непоследовательно сти. Так вырастает в спектакле живой, не покладистый, неуемный характер, и этим определяется его место в сложной ткани взаимоотношений героев. При всей яркости и убедительности сце нических характеристик спектакля, постав ленного А. Никитиным, он очень во мно гом «сделан» не по Розову. Режиссеру словно претит известная надсадность ро- зовской пьесы. Горький осадок от призем- ленности быта (который, как никогда, на этот раз силен у драматурга) пугает ре жиссера, и он бежит от будничной неуст роенности в мир просветленный, лишь слегка затронутый мирскими заботами, в J60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2