Сибирские огни, 1967, № 6
шения к жизни, скрытой внешним легко мыслием, и в ее мятежном беспокойстве. В ней нет умиротворенности. Она живет на деждой, что свершится «чудо»: Хельмер в решительную минуту пожертвует собой ради нее. Нора и безумно боится, что этого не произойдет, и страдает при мысли, что ее тайна (когда-то ради спасения больного мужа она подделала подпись на векселе) станет известна Торвальду, и она с ужасом начинает все яснее и яснее это осозна вать— он, Торвальд, не поймет ее, ибо ду мает лишь о себе, о собственной репутации. Нора рассталась со своим «идилличе ским» счастьем без слов и ни на минуту не пожалена о разрушенном «кукольном доме». Категорически убежденно она' вы сказала Хельмеру всю правду. Нора дока зала, что она «настоящий человек» в том смысле, в каком эти слова Ф. Энгельс при менял к лучшим героям Ибсена. Двойственное ощущение вызывает образ Торвальда Хельмера в исполнении артиста А. Беляева. Он беспощаден к своему ге рою. Социальный рисунок роли предельно заострен. Исполнитель «взорвал» тихое благополучие и самодовольство Хельмера, обнажил его чудовищный эгоизм, расчет ливость, лицемерную буржуазную мораль. В центре внимания актера — большая со циальная тема человека-собственника. Бе ляев не побоялся дать резкую и злую ха рактеристику: он прозрачно намекнул на то, что Хельмер пошл и умственно огра ничен, он подчеркнул его трусливую осто рожность, он обвинил его в бесчеловечно сти и развенчал его маленькие и ничем не примечательные чувства. Но не слишком ли прямолинейно такое сценическое решение? Торвальд-Беляев антипатичен зрителям с первых минут. Возникает вопрос: неужели чуткая, тонко чувствующая Нора могла столь безгранич но заблуждаться в нем? Возможно, это и в самом деле досад ный просчет спектакля. Но с ним легко примириться, учитывая и тщательное ре жиссерское и актерское прочтение характе ров большинства героев, и последователь ность постановщика в разработке ибсенов- ской концепции, и весь облик этого спектакля, приобщающего зрителей к серьез ным раздумьям о жизни, к пониманию общественно-семейных конфликтов, разре шение которых не лежит на поверхности, так как социальный и моральный опыт че ловечества их бесконечно варьирует. В самом деле, проблему семейной, лич ной жизни людей мировая литература ре шает в огромном количестве поэтических вариантов. Как нк парадоксально, другой спектакль театра — «В день свадьбы», поставленный режиссером А. Никитиным, звучит как психологическая антитеза судьбе Норы. ...Через час после регистрации брака Нюрка, героиня пьесы В. Розова, сорвала с себя свадебную фату и отпустила своего жениха Михаила на все четыре стороны. а точнее — к другой женщине. Это случи лось при всем честном народе, во дворе, где собрались и ее друзья, и ее недоброже латели. Она объявила это решение на глазах у всех, бросив вызов обыватель ской морали «стерпится — слюбится», ме щанскому злоязычию. Она, подобно Норе, сама разрушила карточный домик возмож ного половинчатого благополучия, с почи ненным телевизором и смирным мужем... Личная жизнь Норы сложилась тра гично, несмотря на просветленность фина ла. Судьба Нюрки, нашедшей в себе внут ренние силы отказаться от ложного, при зрачного семейного счастья, отказаться от любимого человека (Норе было «лег че»: она уходила от мужа, в котором окончательно разочаровалась),— это уже принципиально новый вариант решения из вечной темы. Мир буржуазных отношений породил драму. Мир новых социалистических отно шений в конечном счете предотвратил ее. В театрах страны образ Нюрки тракту ется по-разному: автор предоставил испол нителям широкий простор для сценических интерпретаций. Нюрку можно сыграть наглой, грубой, ухватистой, уцепившейся за своего наре ченного и вдруг перерождающейся под влиянием своего отца. Нетрудно представить себе и другую Нюрку — незаметную, невзрачную, обде ленную любовью, в душе которой в ответ ственный час требовательно прозвучал го лос высокой честности и благородства. В «Красном Факеле» Нюрку играет Е. Попенко, предлагая несколько неожи данный и не совсем розовский рисунок роли. Ее интересует прежде всего личная драма Нюры, ее душевные терзания с их бессильной горечью и нравственной чисто той. Переживания Нюры чисты, ее душевная боль не может не вызвать сочувствия, по тому что в ней меньше всего себялюбия и корысти. И только один раз Нюра «сры вается» — в ту роковую ночь, когда узнает, что Михаил любит другую. Она становится исступленной и готова на все, чтобы удер жать Михаила. Ее обуревают и эгоизм, и озлобленная досада, и растерянность, и страх перед непоправимой утратой. Нюра- Попенко словно на краю бездны. Она стра шится заглянуть на дно пропасти, ибо знает, что там мрак одиночества, разбитые мечты, безжалостная молва. Но отчаяние одновременно и выпрям ляет Нюрку. Да, конечно, по «инерции» она наденет свадебный наряд, пойдет в ЗАГС, созовет гостей. Но свадьбы не бу дет. Нюра поймет ложность происходяще го. И ее отказ от Михаила явится своего рода нравственным подвигом. Е. Попенко избегает обытовления об раза Нюры. У В Розова Нюра написана жестче, «щетинистее», контрастнее. Актри са видит свою героиню всецело в лириче ском плане. И такое решение убеждает. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2