Сибирские огни, 1967, № 6
сти, и в его трусливых метаниях, в испу ганно шныряющих глазах, змеиных уверт ках, интуитивно диктуемых страхом перед грядущим возмездием. Этот «гипноз» пред чувствия чего-то неотвратимого, раз и на всегда могущего разрушить его позорное «житие», как рок, как проклятие, тяготеет над ним. Нагнетание внутренних, подспудных сил, раздирающих Григория,— основное разви тие характера, зорко увиденного исполни телем. Потому таким естественным, законо мерным выглядит в спектакле крах Григо рия Бородина. Бородин самоуправствует до тех пор, пока люди, прошедшие суровую школу ре волюции и гражданской войны, боровшиеся за ленинские принципы в социалистическом строительстве, не срывают с него маску. Кто же они? Андрей Веселов (артист Л. Варфоломеев) и Павел Туманов (артист А. Беляев). Но, к сожалению, их участие в действии, мягко говоря, номинально. Мы понимаем, что они «повинны» в крушении Григория, однако их конкретные поступки и личности оказались стертыми, обедненны ми, обрисованными с досадным «лакониз мом». Они получились какими-то примель кавшимися, заурядными, внешне энергичны ми. Они скорее присутствуют при сем, ско рее наблюдают за горькой судьбой Боро дина, нежели вершат ее. И то, чего не смогли сделать в спектак ле «активные» борцы, взяла на свои плечи Дуняша (заслуженная артистка РСФСР А. Покидченко), взяла и с достоинством выиграла схватку с Бородиным. Состоялся бой гражданственности, идейной твердости и личной самостоятельности с миром ма териального и духовного потребительства, подлого приспособленчества. В героине А. Покидченко нет никакой внешней эф фектности. Актриса подчеркивает в Дуня- ше скромность, внутреннюю сосредоточен ность и веру, огромную, стойкую веру в со ветских людей, в неизбежность краха Бо родина. Впечатляющая сила постановки бесспор на, и все же спектакль до сих пор остав ляет известное чувство неудовлетворенно сти: попытка переложить роман на язык драмы удалась А. Иванову и театру лишь частично. В спектакле, казалось бы, есть все, чем можно заинтриговать: убийства, драки, прелюбодеяния, поджог и т. п. Од нако нас порой не покидает ощущение вя лости, затянутости сценического действия. Причина, по-видимому, заключается во фрагментарности пьесы, в стремлении авто ров спектакля объять необъятное. Проблема сценического исследования истоков общественного характера и корней его социальной психологии интересует те атр и в классическом репертуаре, И это тоже лежит на магистральной линии развития «Красного факела», о которой мы говорили несколько выше. Примером тому может служить «Нора». Как же прочел театр драму Г. Ибсена? Режиссер К. Чернядев поставил ее в строг гой классической манере, не подвергая ни замысел, ни текст пьесы никаким «новомод ным» метаморфозам. И, тем не менее, это не архаическое прочтение. Обращен ли спек такль к сердцу наших современников, жадно ждущих от искусства душевного открове- ния? Не стала ли для нас личная драма Норы наивной и сугубо камерной историей женщины, разочаровавшейся в семейном счастье? Думается, что нет Ибо дело не только в том, что она рвет узы буржуаз ного брака, закрепощающего личность жен щины (хотя и это очень важно для нас, поскольку собственнический мир еще суще ствует и порождает семейные драмы). Глав ное состоит в том, что разрыв Норы с му жем воспринимается как общечеловеческий протест против системы бесправия и наси лия, как бунт против покорности, обезличи вания, подавления внутренней свободы. И прав постановщик К. Чернядев, отказав шийся от «акварели», от ласкового умиле ния судьбой Норы. Нора V краснофакельцев бопется за пра во человека быть человеком, быть незави симым. Таково «сквозное действие» спек такля Режиссер отказался от броских ми зансцен и прочих зрелищных постановочных приемов. Он еше раз подтвердил, что под линная современность классического спек такля связана прежде всего не с модерни зацией художественных средств, а с углуб ленным осмыслением заложенных в произ ведении проблем. Театр внимательно, скпупулезно просле живает процесс, как из обитательницы «ку кольного дома», из забавной и милой игруш ки супруга Нора превращается в мысляще го человека. Разумеется, идейный и художественный центп спектакля — это Нора (артистка А. Покидченко), ее трагично сложившаяся жизнь, ее судьба, ее метдния. От шалов ливой, кокетливой й неугомонной «белочки», очарованной Торвальдом Хельмером и без заветно в него влюбленной, Нора вполне оправданно приходит к осознанию самостоя тельности и к твердому отказу от былого призрачного благополучия. Исполнительница взволнованно передает поэтическое содержание роли. Ей подвласт ны разнообразные переходы чувств и еле уловимые оттенки переживаний. Нора-По- кидченко любит Торвальда бурно и в то же время удивительно нежно, мягко и весело; она готова в любое мгновение на самопо жертвование ради этой любви и в то же время внутренне рвется к равноправию в отношениях; она склонна к мечтательным грезам и в то же время умеет охлаждать порывы Своего пылкого сердца. Сценический портрет Норы многогранен. Героиня Покидченко бескомпромиссна. Это особенно ощутимо во второй части спектакля. Исполнительница разглядела не- непоколебимость Норы не только в ее про зрении и протесте, но и в требовательной вере в человека, и в серьезности ее отно 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2